ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (ГБО): ВИДЫ ПОКОЛЕНИЙ, ПРИНЦИП РАБОТЫ, НАДЕЖНОСТЬ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется газобаллонным оборудованием автомобиля или системой ГБО, каковы ее основные особенности, чем она отличается от классических топливных механизмов и какие разновидности устройств существуют. Кроме того, расскажем про схему монтажа газобаллонного оборудования, принцип работы системы, из каких основных компонентов состоит газовая автомобильная установка, а также какими плюсами и минусами обладает ГБО. В заключении мы поговорим, о том, насколько надежна система ГБО, как правильно ее эксплуатировать и обслуживать, а также насколько эффективны современные газовые системы для транспортных средств.
Для того, чтобы понять, как устроена система газобаллонного оборудования или ГБО автомобиля, а также как она функционирует, необходимо знать ее основные особенности, функции, схему строения и какие газовые установки наиболее эффективные. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление о газобаллонном оборудовании транспортного средства, а также основных достоинствах с недостатками системы ГБО. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автовладельцами: «Какое поколение системы ГБО наиболее оптимальное по надежности, гбо установка цене и качеству?».
1. Особенности и виды газобаллонного оборудования автомобиля
Газобаллонным оборудованием или газовой установкой, сокращенно ГБО транспортного средства называются специальные компоненты, детали и механизмы, которые позволяют хранить, а также подавать в силовую установку топливо газообразного вида. Как правило, хранение такого вида топлива осуществляется в баллонах разных форматов, которые размещаются в багажном отделении или под задним бампером автомобиля. В зависимости от вида используемого газообразного топлива и типа двигателей, машины производятся или переделываются в газобаллонные автомобили, которые бывают одно топливные (работают только на газу), 2-ух топливные с независимым питанием силовой установки одним из топлив и 2-ух топливные с одновременной подачей сразу двух видов топлив (газодизели).
На сегодняшний день автомобильные системы ГБО классифицируются, в зависимости от поколения производства газовой установки и их сочетания с тем или иным видом двигателя транспортного средства и его топливной системой.
Разновидности газобаллонного оборудования:
— Система ГБО 1-го поколения: к которой относятся установки с вакуумным управлением, устанавливаются преимущественно на бензиновые карбюраторные транспортные средства;
— Система ГБО 2-го поколения: к которой относятся механические системы, усовершенствованные электронным дозирующим прибором, функционирующим по принципу обратной связи со специальным датчиком содержания кислорода или лямбда-зондом. Такие системы устанавливаются на транспортные средства, которые оборудованы силовой установкой с инжектором и каталитическим нейтрализатором.
— Система ГБО 3-го поколения: к которой относятся механизмы, обеспечивающие определенный распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распылителем. Система такого типа управляется электронным блоком. Подача газа осуществляется во впускной коллектор при помощи форсунок механического типа, которые раскрываются благодаря избыточному давлению в магистрали подачи газа.
Справочно заметим, что установка газовой системы 3-го поколения на инжекторные моторы отличается от карбюраторных. Дело в том, что здесь уже вместо бензинового клапана для отсечения подачи топлива применяется эмулятор форсунок. Когда происходит подача газа, то данный прибор имитирует работу бензиновых форсунок для того, чтобы бортовой компьютер не переходил в особый, аварийный режим функционирования. Из-за этой причины, необходимо устанавливать эмулятор лямбда-зонда.
— Система ГБО 4-го поколения: к которым относятся установки распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками. Данные форсунки находятся под управлением усовершенствованного электронного блока. Главное отличие системы от других заключается в подаче газа, которая осуществляется во впускной коллектор через газовые форсунки. Форсунки в свою очередь управляются ЭБУ (электронным блоком управления), который производит синхронизацию своей работы со штатным контроллером и параллельно исполняет функции эмулятора.