Виды эвакуаторов
Эвакуатор – это яркий представитель специализированной техники, транспортное средство, сконструированное для перевозки, погрузки и разгрузки автомобилей при поломках, аварийных ситуациях, нарушениях ПДД, когда водитель не может своими силами перегнать ТС в пункт назначения. Перевозка осуществляется через полную или частичную погрузку или буксировку. Эвакуаторы оборудуются специальной платформой с установленной на ней лебедкой или манипулятором.
История изобретения эвакуатора: как все начиналось
Появлению эвакуатора закономерно предшествовало изобретение автомобиля в 2 аспектах:
- Несущая платформа для транспортного средства.
- Область применения.
Автомобиль упростил жизнь человека, но поломки и аварии стали верным спутником изобретения. Если по каким-то причинам транспортное средство не могло передвигаться, приходилось прилагать массу усилий:
- Толкать его вручную.
- Использовать лошадей.
- Иногда авто бросали на месте остановки.
Стало понятно: необходимо средство для решения таких задач. В 1916 году Эрнест Холмс старший представил первый в мире эвакуатор. Он был лично заинтересован, так как трудился в автомастерской и сам не раз доставлял до места ремонта сломанные автомобили, прикладывая невероятные усилия.
Эта идея родилась в голове американца, когда он доставал застрявший в ручье автомобиль своего товарища, подключив веревки, бревна и грубую рабочую силу, стихийно создав первый грузовик-эвакуатор с прототипом лебедки.
Это событие запустило процесс развития эвакуаторных служб по всей планете.
В СССР эвакуаторы пришли намного позднее. Только к 70-м годам отечественные автомобилестроители разработали и сконструировали машину на базе КРАЗа, которая могла играть роль эвакуатора.
К сожалению, она так и не была пущена в производство. После перестройки в Россию пришла зарубежная спецтехника, а с конца 90-х в РФ начали изготавливать массово эвакуаторы.
Первый эвакуатор находится в музее в городе Чаттануга. Это то самое решение Эрнеста Холмса на базе его «Кадиллака» с приделанной лебедкой. Он работал над ним 3 года.
Много лет все вопросы эвакуации зависели только от бренда Holmes Wreckers. Он единственный в мире производил эвакуаторы.
Лебедка эвакуатора M88A2 Hercules способна вытянуть 70 тонн. По сей день этот транспорт используется в армии США, находясь там на вооружении.
Как это устроено? Принцип действия эвакуаторов
Сегодня самыми востребованными и распространенными являются модели эвакуаторов, оснащенные сдвижными платформами (также встречаются решения с ломаными платформами). Система погрузки-разгрузки позволяет платформе опускаться почти до земли для удобства проведения транспортировочных работ.
Принцип действия такой специализированной техники заключается в следующем: Платформа размещается на рельсах. На них приводятся в движение шасси через механизм с гидравлическим приводом.
- Сдвижная мощная лебедка с электрическим приводом предназначена для того, чтобы затягивать транспортируемые автомобили на платформу.
- На авторынке можно найти эвакуаторы, оснащенные лебедками с электродвигателем. Они отличаются более высокой скоростью затягивания ТС, но эффективность при этом сокращается.
- Для высокой устойчивости эвакуатора в процессе погрузки-разгрузки применяются особые гидравлические опоры.
Эвакуатор открывает возможности для загрузки любых видов транспортных средств, в том числе с низким клиренсом и с поврежденной колесной базой.
Принципы функционирования эвакуаторов разных видов идентичные. Отличается же характер погрузочных и разгрузочных работ:
- Те эвакуаторы, что оснащены лебедкой, работают следующим образом: платформа включает выдвигающиеся пандусы, по которым может заехать машина или быть затянута лебедкой (если не может самостоятельно совершать движение, например, в результате аварии или поломки).
- Отличаться может также вид загрузки. Некоторые эвакуаторы оборудованы лебедкой, другие – краном. Встречаются на рынке разные решения по видам платформ для погрузки транспортных средств.
- Нужно учитывать соответствие грузоподъемности спецтехники относительно класса эвакуируемого автомобиля. Например, седаны, малолитражки обычно перевозят на моделях с низкорамной платформой с полной или частичной погрузкой. Машины с АКПП чаще всего требуют полной погрузки. Если нужно одновременно транспортировать несколько автомобилей, задействуются двухуровневые эвакуаторы-автовозы.
- В экстренных случаях (при ДТП, форс-мажорах и природных катаклизмах), когда есть сильные повреждения ТС, падение в кюветы, овраги, подключается эвакуатор, оснащенный краном-манипулятором.
Область применения эвакуаторов
У современных эвакуаторов расширилась область применения. Их задействуют в следующих случаях:
Сфера применения | Особенности использования |
Аварийные ситуации и ДТП | Если ТС сильно повреждено, нет возможности передвигаться на нем, авто забирает эвакуатор. |
Неправильные парковки. | Эвакуатор погружает автомобиль на платформу и доставляет на платную парковку. |
Доставка техники. | Эвакуаторы задействуют для доставки крупногабаритной техники, музейных экспонатов, медицинского оснащения, оборудования для фитнес-клубов. |
Расчистка дорог. | При суровых погодных условиях эвакуаторы разных типов помогают очистить дороги. |
Конструкция эвакуаторов
Стоит учитывать, что заказать эвакуатор, предусматривающие частичную погрузку авто, будут конструкционно отличаться от аналогичной спецтехники с полной погрузкой по такому критерию, как длина базы. Это повышает эффективность работ при ограниченном пространстве и маневренность. Неисправный автомобиль поднимается на платформу передней /задней осью, надежно фиксируется, а незакрепленные колеса на платформе соприкасаются с дорожным полотном, как при стандартном движении.
Техника такого плана оснащается оборудованием, необходимым для безопасной перевозки ТС:
- Гидравлическая/электрическая лебедка.
- Набор переходников для поднятия и закрепления транспорта.
- Комплект захватов.
- Стальной гусь – агрегат для крепления заднего моста/передней балки.
- Насадки разных размеров и другие элементы.
Для безопасности перемещения транспорта из точки А в точку Б используются поворотные ролики, способные изменять направление троса.