Что такое мезонин, чем он отличается от мансарды и как выглядит на современных домах
Помните, герои литературных произведений XIX века, навещая тетушек-помещиц или городскую родню, частенько поселялись в мезонинах. Практически у всех классиков можно найти описание традиционных жилищ мало-мальски состоятельных граждан. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» оно звучит так: «Дом был довольно ветх, но наружность имел приятную: одноэтажный, с мезонином, окрашенный серенькою краской и с красною железною крышкой».
А вот из Мамина-Сибиряка: «Это было низкое деревянное здание с мезонином, выкрашенное желтою краской; фронтон составляли толстые белые колонны, как строились при Александре I». И ещё из гоголевских «Мертвых душ»: «Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Примеры можно продолжать и продолжать. А что же все-таки такое этот самый «вечный мезонин» и представлен ли он в современной архитектуре, или так и остался в давно минувших временах?
Каким он был?
мезонин — это надстройка над одно-двухэтажными домами, деревянными или каменными, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж. Дело в том, что высоты чердака, как правило, было недостаточно для того, чтобы сделать хотя бы часть его «обитаемым» и прирастить таким образом полезную площадь дома. Поэтому приходилось сооружать небольшую прямоугольную надстройку, выступающую над кровлей и имеющую для освещения одно-три окна в торцевой стене. Поскольку в архитектуре тогда царствовал классицизм, исповедующий симметрию, полуэтаж следовало располагать перпендикулярно главному фасаду, строго по центру, а именно — над парадным крыльцом с колоннами. И если в дворянских усадьбах каноны стиля соблюдались неукоснительно, то домовладельцы попроще следовали им на свой лад: например, даже когда вход в здание находился со двора, окнами мезонин все равно смотрел на улицу. Ведь надстройка служила не только целям увеличения жилой площади, но и украшала дом и свидетельствовала о состоятельности его хозяина: ее фронтон оформляли ажурной резьбой, дополняли балкончиком с витыми колонками и балясинами, декорировали окна витражами и шпросами.
В домах с двускатными или вальмовыми кровлями полуэтаж мог располагаться как поперек, так и вдоль оси конька. Кроме прямоугольника, традиционной формой конструкции являлась крестообразная, которая позволяла вывести окна мезонина на все четыре стороны и, при достаточных размерах, устроить в нем не одно, а несколько помещений. Иногда конфигурацию надстройки усложняли и делали ее шестигранной, в виде башенки и др.