Православный храм — история, устройство, символика
Храм называют Домом Божиим. Православные христиане верят, что сам Творец и Создатель незримо находится в церкви. На греческом языке православный храм так и называется «кириаки, кириакон» — «жилище Господне». При этом существует значительное отличие христианского понимания храма от языческого. Язычники верили, что их боги непосредственно обитают в храмах, они «привязаны» к ним. В Православии храм — это святыня и место особой близости к Богу.
«Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
Православный храм: история формирования
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.
Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).
Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.
Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.
Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.
Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.
Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.
Устройство православного храма
Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.
Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.
На каждом куполе храма православного обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.
Части храма
Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.
В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),
По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.
Средняя часть храма
Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.
В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.
Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.
Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.
Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.
Алтарь
Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).
Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).
На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.
На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.
Горнее место и жертвенник
Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.
Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.
Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.