Практика онлайн консультирования
Практика онлайн консультирования – это не только использование современных технологий. Это в некоторой степени приспособление к ситуации: «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе». В нашей стране все еще не стало обычным делом для каждого заботиться о своем психологическом здоровье и обращаться к онлайн психологу. За рубежом, как известно, принято иметь не только семейного доктора на случай медицинских проблем, но и психотерапевта для исцеления душевных травм. Что же у нас? Обращение к психологу ассоциируется со слабостью, отклонением от нормы, с чем угодно, а не с заботой о себе дорогом, о собственной жизни в радости и благополучии. Увы, все еще нет понимания, что психолог помогает сэкономить время, сократить период страдания, бесплодного переживания и бездействия, прийти к улучшению качества вашей жизни. И вот онлайн услуги – это шаг навстречу к вам, дорогие клиенты-сограждане. Помните, как в известной рекламе: «Тогда мы идем к вам!»? Нажмите кнопку, настройте веб-камеру…
Бывает, что онлайн консультирование – это единственный способ получить хотя бы какую-нибудь психологическую помощь. Например, из-за состояния здоровья клиента или за неимением в данном населенном пункте психологических услуг. Но заменять очную встречу на онлайн консультацию из других соображений не стоит, если вы действительно хотите полноценной психологической помощи. Ведь многие особенности дистанционного консультирования не способствуют его качеству.
Так, в переписке по e-mail, как правило, получается «разрыв во времени» между письмами клиента и консультанта. Этот временной разрыв приводит к тому, что клиент дает ответ уже в другом состоянии, оно не соответствует моменту, когда психотерапевтом был задан вопрос. Из-за этого постоянного «запаздывания» идет искажение информации, понимание внутреннего состояния клиента затруднено, анализ ситуации затягивается, результативность снижается.
Проблема синхронности вопросов и ответов вроде бы решается при Skype-консультировании (аудио, видео или чат). Но и здесь есть ряд существенных недостатков. Во-первых, диалог онлайн может в любую минуту прерваться из-за технических неполадок. А если это происходит на самом важном месте разговора? И на одном краю психолог переживает за вас, вы- на другом конце связи остаетесь в одиночестве в тот момент, когда более всего нуждаетесь в поддержке. Улучшат ли ваше состояние такие казусы? И можно ли в таком случае гарантировать вам качество консультации? Кроме того, за конфиденциальность в этом случае также отвечает система Skype. Во-вторых, в формате онлайн невозможно целостно наблюдать и чувствовать все нюансы общения. А в разговоре с психологом важно всё без исключения: движение и поза, изменение интонации, дыхания, мимики, взгляда, все малейшие детали и даже паузы помогают понять собеседника.
Наконец, в онлайн консультации не получится использовать многие методы психотерапии. Дистанционный вариант их применения может быть небезопасен. И непосредственное присутствие психотерапевта рядом просто необходимо. Приведем здесь только один яркий пример – психодрама. Работая с психодраматистом, вы разыгрываете ситуацию из своей жизни. Как на театральной сцене вы становитесь главным действующим лицом, а терапевт помогает заменять другие персонажи. Но чтобы грамотно создать такую реальность, психологу и клиенту как минимум надо оказаться в одном пространстве. Затем здесь развернется совместная работа по исцелению душевной боли клиента. В психодраматическом путешествии могут быть «крутые повороты» и «неожиданные встречи». Вы можете изменить сценарий волнующего вас события, заглянуть в прошлое или в будущее. Психолог сопровождает вас на всех этапах психодрамы, поддерживает в моменты острых переживаний, помогает исследовать вашу ситуацию, обнаружить что-то новое, найти решение.
Однако, вернемся к теме нашей статьи. Когда же онлайн консультация все-таки уместна и дает ожидаемый результат? Тогда, когда ваш вопрос конкретен и не носит проблемный характер. Здесь помощь психолога состоит в расширении информации, экспертном мнении, отдельных рекомендациях. Если же проблема серьезная, требующая тщательной проработки, то очные консультации, безусловно, будут более эффективны.
Тоже самое можно сказать и о вебинарах. Например: «Как разговаривать с подростком? 5 советов от профессионала». Такой материал обычно носит обобщенный характер и не учитывает особенности вашей персональной ситуации.
Онлайн связь, также как и телефонная может быть полезна в перерывах между очными сессиями. О своих размышлениях, изменениях при желании вы можете написать своему психологу. Это всегда очень ценная информация для вашей совместной работы.
И я не соглашусь с коллегами, которые рекламируют услуги по скайпу, как классную услугу для занятых людей, имеющих перегруженный график работы. Мол, как удобно, не надо в пробках ехать в психологический кабинет. Всем известен «синдром менеджера», когда в условиях постоянного стресса и эмоциональных перегрузок, все время посвящено достижению карьерных целей. И человеку не хватает времени на себя, он лишает себя, в том числе, и так необходимого живого человеческого общения. Так не поддерживаем мы этот не самый полезный для здоровья ритм жизни и эту тенденцию избегать Встречи Человека с Человеком, предлагая интернет-консультирование, как достойную альтернативу «живым» встречам?
Ведь помощь психолога, это, прежде всего создание особого пространства доверительного общения, которое будет нести исцеление. Это особая атмосфера, помогающая вам пройти сложный жизненный период. Это сопереживание, сотрудничество, понимание и забота. Сможете ли вы все это почувствовать перед экраном компьютера?