Что такое ТНВД?
В статьях на сайте Vodi.su мы используем различные аббревиатуры. Так, в недавнем материале про ремень ГРМ мы рассказывали, что ремень генератора передает вращение от коленчатого вала на различные агрегаты, в том числе и на ТНВД. Что скрывается под этим сокращением? Эти буквы означают: топливный насос высокого давления, очень важный агрегат, который устанавливается практически на все современные авто. Сначала его применяли исключительно на силовых агрегатах, работающих на дизельном топливе. На сегодняшний день его можно найти и в бензиновых двигателях с распределенным типом впрыска.
Зачем нужен ТНВД? Если поворошить историю автомобилестроения, то можно увидеть, что за распределение горючего по цилиндрам сначала отвечал карбюратор. Но уже с начала 80-х годов XX века его начали вытеснять инжекторные системы. Все дело в том, что у карбюратора имеется один существенный недостаток — с его помощью невозможно подавать в камеры сгорания поршней четко отмеренные порции топливно-воздушной смеси, из-за чего расход был высоким.
Инжектор обеспечивает индивидуальную подачу смеси в каждый из цилиндров. Благодаря данному фактору машины стали потреблять меньше горючего. Это стало возможным благодаря широкому применению ТНВД. Отсюда приходим к выводу, что основное предназначение топливного насоса — это подача необходимых порций ТВС в цилиндры. А поскольку насос этот напрямую связан с коленвалом, то при падении оборотов объемы порции уменьшаются, а при разгоне наоборот увеличиваются. Принцип работы и устройство Устройство может показаться сложным на первый взгляд: плунжерные пары, состоящие из плунжера (поршня) и цилиндра (втулки); к каждой плунжерной паре подается топливо по каналам; кулачковый вал с центробежной муфтой — вращается от ремня ГРМ; толкатели плунжера — на них давят кулачки вала; возвратные пружины — возвращают плунжер в исходное положение; нагнетательные клапаны, штуцеры; зубчатые рейки и всережимный регулятор, контролируемые педалью газа.
Это схематическое, самое простое описание рядного ТНВД. Зная устройство, не сложно догадаться, как вся эта система функционирует: кулачковый вал крутится, его кулачки давят на толкатели плунжера. Плунжер поднимается по цилиндру. Давление повышается, из-за чего открывается нагнетательный клапан и через него топливо течет к форсунке. Чтобы объем смеси соответствовал режимам работы двигателя, применяют дополнительное оборудование. Так, благодаря вращению плунжера, к форсункам направляется не вся топливная смесь, а лишь ее часть, остатки же уходят через сливные каналы. Центробежная муфта опережения впрыска применяется для подачи топлива на форсунки в точный момент времени.
Также используется всережимный регулятор, связанный через пружину с педалью газа. Если вы давите на газ, в цилиндры впрыскивается больше топлива. Если же держите педаль в стабильном положении или ослабляете, количество смеси уменьшается. Стоит отметить, что в более современных авто все регулировки осуществляются не механическим способом от педали, за объемами впрыска следит электроника, связанная с различными датчиками. Если, например, вам нужно разогнаться, подаются соответствующие импульсы на исполнительные устройства, и поступает строго отмеренный объем топлива в цилиндры.
Автопромышленность же не стоит на месте и сегодня повсеместно применяются разные типы насосов высокого давления: распределительные — имеют один или два плунжера для подачи смеси на топливную рампу, плунжерных пар здесь меньше, чем цилиндров в двигателе; Common Rail — система магистрального типа по принципу похожая на распределительные ТНВД, но отличается более сложным устройством и высоким давлением подачи горючего; ТНВД с гидроаккумулятором — ТВС поступает с насоса в гидравлический аккумулятор, а потом распыляется через форсунки по цилиндрам. Что интересно, именно обыкновенные рядные ТНВД признаны наиболее надежными и долговечными. В свою очередь системы типа Common Rail отличаются очень сложным устройством и строгими требованиями к качеству ДТ.
На тндв цена с гидроаккумулятором больше, поэтому они не получили широкого применения. Конечно, благодаря использованию в системах типа Common Rail форсунок с электромагнитными клапанами, которые работают по сложным программам, такие двигатели отличаются экономичностью. Дизельные моторы данного типа потребляют буквально 3-4 литра ДТ даже в городе. Но и обслуживание слишком дорого обходится: регулярная диагностика; применение дорогого моторного масла, рекомендованного производителем; если в топливе будут хоть малейшие механические частицы и абразивы, то прецизионные детали и плунжерные пары очень быстро выйдут из строя. Поэтому мы рекомендуем заправляться лишь в сетях проверенных АЗС качественным дизелем, если у вас авто с системой Common Rail.