Возврат подписанных документов
Мы, как поставщики часто сталкиваемся с тем, что наши некоторые недобросовестные покупатели, получив договор поставки, подписанный с нашей стороны. Получив товар, по данному договору, в дальнейшем не торопятся возвратить в наш адрес, подписанный с их стороны экземпляр договора, а некоторые и вовсе уклоняются. Какое условие можно прописать в договоре. Чтобы поторопить контрагентов возвратить договор?
Истребование документации в любых отношениях возможно только в том случае, если данная обязанность была прямо закреплена в отдельном соглашении. Соответственно, единственная возможность получения документации заключается в разъяснении контрагенту какие налоговые последствия для двух сторон могут вызвать непредставление документов. Непосредственно законодательно закрепленной обязанности, чтобы одна из сторон могла ей воспользоваться, нет. Нижеприведенные материалы детально раскрывают проблему Контроля возврата документов, включая примеры договорных условий.
1. Рекомендация. Как действовать, если контрагенты задерживают документы «Бухгалтерия – это серьезное подразделение, которое должно работать, как отлаженный часовой механизм. А если контрагенты будут задерживать документы, то механизм будет давать сбои. Конечно, иногда виной задержки документов бывают и сами сотрудники организации. Подробнее об этом см.Как добиться, чтобы коллеги из других отделов приносили первичку вовремя. А в данной рекомендации вы найдете советы по ситуациям, когда документы поступают с опозданием именно от контрагентов. Решите вместе с руководителем, кто должен требовать документы у контрагентов.
Изначально руководству организации лучше определить, какие отделы и какие сотрудники будут требовать запоздавшие документы. Чтобы избежать недопонимания, нужно четко распределить роли между различными подразделениями и сотрудниками. Все функции лучше всего прописать в регламентах, положениях об отделах и прочих документах. А конкретные обязанности закрепите в должностных инструкциях сотрудников. В идеале получать документы от контрагентов логичнее менеджерам, так как они хорошо знают коллег из организаций-партнеров и понимают, как с ними лучше общаться. К тому же менеджеры одни из первых должны следить за сроками обмена первичными документами. Но зачастую требовать бумаги от контрагентов приходится бухгалтерии.
Советы в этой рекомендации будут полезны и бухгалтеру, и другим сотрудникам, назначенным ответственными за своевременность поступления первички от поставщиков и покупателей. Разбейте контрагентов на значимых и не очень.
Для начала разделите всех контрагентов на две группы. При этом смотрите на общую сумму по контрактам, которые были заключены с конкретной организацией, за определенный период, например, за год. Если насчитается серьезная для вашей организации сумма, то этого контрагента отнесите к первой группе. То есть в нее войдут основные поставщики или ключевые клиенты, которые приносят как минимум 20 процентов прибыли (или еще больше – решать вам и руководителю). Соответственно, все, кто не вошел в первую группу, окажутся во второй. То есть там будут менее значимые по суммам сделок контрагенты. Для них можно устанавливать свои требования к оформлению и срокам передачи первичных документов. А если кто-то не будет играть по вашим правилам, то от него при необходимости вы сможете спокойно отказаться и найти другого, более сговорчивого. Предварительно составленный список, конечно же, согласуйте с генеральным директором. После того как обе группы будут окончательно утверждены, можно начинать прорабатывать тактику поведения с каждой. Как добиться документов от не очень значимых поставщиков и клиентов.
Начнем с той группы, в которую попали контрагенты организации, которые приносят доход или поставляют товары на сумму, не особо существенную для вашей организации. Совет первый: пропишите в договоре, как вы будете обмениваться документами.
Самый лучший вариант – заранее договориться, как будет происходить обмен документами. Закрепите эти условия в договоре, четко обговорив сроки и санкции за нарушения. Если договор с контрагентом уже заключен, а вопросы, связанные с обменом документов, в нем не прописаны, то можно составить дополнительное соглашение. Объясните партнеру, что это пойдет только на пользу вашим деловым отношениям и устранит разногласия. Также не забудьте уточнить, кто будет оплачивать пересылку документов. Главбух советует: если контрагент находится в другом городе, пропишите, что стороны будут обмениваться документами экспресс-почтой. Так как ее услуги дороже, чем обычной почты, уточните в соглашении, за чей счет будут отправлены документы.
Еще рекомендуем в договоре закрепить условие, что по итогам месяца организации будут присылать друг другу список полученных и отправленных бумаг. Так у вас получится проверить, какие документы затерялись и не дошли до получателя. Сформировать список помогут сопроводительные письма, в которых будут указаны название и количество отправленных документов. Совет второй: свяжитесь с руководством недобросовестного контрагента Переговоры с бухгалтерией партнера не всегда дают нужные результаты. В таком случае стоит связаться с дирекцией контрагента. Конечно, лучше, если с начальством недобросовестного контрагента пообщается непосредственно руководитель вашей организации. Но если решать вопрос полностью поручили вам, то напишите официальное письмо от имени директора. Как показывает практика, официальные письма действуют на людей сильнее, чем телефонные разговоры. Да и директор будет рад, что от него требуется только подпись, а о содержании письма вы уже позаботились. Что предпринять, если документ задерживает ключевой контрагент Контрагентам, которых вы отнесли к значимым, иногда можно пойти на уступку. Если есть необходимость, можно проявить лояльность.
Совет первый: пропишите в договоре, как вы будете обмениваться с контрагентом документами Как и с несущественными контрагентами, лучше все вопросы обсудить заранее и закрепить в договоре. Заодно и контрагент будет видеть в вашей организации серьезных партнеров, с которыми можно строить бизнес.*
Совет второй: попросите выслать отсканированные копии документов Замечательный способ выяснить, дошли ли документы до контрагента и начал ли он их обрабатывать. Если сканы документов дойдут, значит, бухгалтерия контрагента уже их обработала и партнеры, скорее всего, согласны с данными в первичке. В таком случае получить оригиналы – лишь дело времени. Если же партнеры начинают всячески уходить от просьбы или утверждают, что им ничего не дошло, то вышлите им дубликаты. Возможно, документы и правда затерялись. Чтобы это не повторилось, отправьте отдельное письмо их руководителю. Но помните, что важно заполучить подписанные оригиналы своих документов. Несмотря на то что в налоговом учете доходы лучше признавать в том периоде, в котором вы выписали накладные или акты (передали товары, оказали услуги или выполнили работы). То есть ждать подписанные документы от контрагента не нужно. И НДС начисляйте сразу после того, как вы выставите счет-фактуру.
Но все-таки рекомендуем получить от покупателей документы с подписями. Потому что без первички вашу организацию могут привлечь к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов.
Совет третий: направьте письмо контрагенту с просьбой представить оригиналы документов Так же как и с несущественными клиентами, лучше попросить директора или менеджера по ключевым клиентам пообщаться с контрагентами. Или же написать письмо о представлении документов. Только в этой ситуации не нужно давить на партнеров. Объясните ваши и их риски и призовите их к профессиональной солидарности. Тут понадобятся доброжелательность, терпение и немножко занудности в хорошем смысле этого слова.
Совет четвертый: заполните документы вместо партнера Если клиент ключевой и платит вашей организации большие деньги, то с ним можно и повозиться. Оформите все за него и передайте бумаги для подписи. Лучше всего отправить сотрудника вашей бухгалтерии с пакетом важных бумаг, но если все заняты или партнер находится далеко, воспользуйтесь курьерской службой или экспресс-почтой».
2. Постановление 2 ААС от 21.02.2013 № А28-7201/2012 «Пунктом 2.1 договора установлено, что продавец обязуется подготовить товар к отгрузке, а покупатель организует вывоз товара со склада продавца самостоятельно и за свой счет. Одновременно с передачей товара продавец обязался предоставить покупателю надлежащим образом оформленные документы: товарную накладную (форма ТОРГ-12), счет-фактуру*, сертификат качества, карантинный сертификат или письмо. Согласно пункту 3.1 договора, качество товара должно соответствовать государственным стандартам, быть свободным от карантинных объектов, сопровождаться сертификатом соответствия».