Особенности планирования государственных закупок - Моя ХАТА

Особенности планирования государственных закупок

Система планирования государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой уникальный инструмент, посредством которого происходит взаимодействие органов власти, государственных предприятий, корпораций с предпринимательскими, коммерческими структурами. На законодательном уровне стоит задача выстроить это взаимодействие таким образом, чтобы обеспечить компонент двусторонней конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса. Конкурентоспособность регионов одного и того же уровня означает, что они конкурируют за предоставление основных условий функционирования бизнес-структур на их территории. Субъекты бизнеса при прочих равных условиях выбирают тот регион, в котором достигнут оптимальный уровень сочетаемости таких факторов, характер которых либо объективный (природные ресурсы), либо субъективный (институциональные факторы). Конкурентоспособность бизнеса — это те потребительские свойства конкретного товара (услуги), которые отличаются от аналогичного товара (услуги) конкурента по степени соответствия общественным потребностям. Властные структуры определяют на основе совокупности этих свойств ту бизнес-структуру, которая максимально удовлетворяет региональные нужды на взаимовыгодных условиях. Обеспечение такой двусторонней конкурентоспособности за счет систематизированного подхода к каждому этапу закупок повышает их качество и эффективность. Актуальность заявленной темы подтверждается происходящими в настоящее время качественными изменениями в системе государственных закупок Российской Федерации, а также модернизацией механизмов взаимодействия государства и бизнес-структур. С 1 января 2014 году в силу вступил новый ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон), который определяет дополнительные инструменты планирования государственных закупок. Особенно важным, в рамках закона, стал переход от понятия «государственного заказа» к понятию «государственных закупок». Термин «заказ» носит больше планово-административный характер, что является негативным фактором в развитии элементов рыночной экономики, в то время как «закупки» подразумевают отношения между поставщиком и заказчиком, выстроенные на принципах совершенной конкуренции. В соответствии с положением статьи 1 Закона, его действие распространяется на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также на повышение эффективности и качества осуществления закупок. В этой же статье Закона выделены основные этапы, которые являются ключевыми факторами повышения качества государственных закупок. В их числе выделен этап планирования закупок. Планирование является отправной точкой в обеспечении государственных и муниципальных нужд. Качественно спланированные потребности заказчиков, закрепление этих потребностей в утвержденной форме, заблаговременное планирование объемов и сроков закупок являются залогом успешного функционирования контрактной системы. Через планирование реализуются основные принципы, закрепленные Законом. Для понимания заявленной темы необходимо определить, какими способами и при помощи каких механизмов осуществляется непосредственно деятельность заказчиков в рамках планирования. Во 2 главе Закона определены инструменты, элементы планирования, а также требования, предъявляемые к заказчику на этапе планирования. Среди инструментов планирования Законом предусмотрены: —        план закупок; —        план-график закупок. Однако необходимо отметить, что план закупок станет обязательным для заказчиков только с 2015 года при планировании закупок на 2016 год. В переходный период (2014–2015 гг.) планирование происходит только посредством формирования план-графиков закупок в порядке, действовавшем до вступления в силу 44-ФЗ. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются: —        требования к форме планов закупок, планов-графиков закупок; —        порядок размещения планов закупок, планов-графиков закупок в единой информационной системе (далее — ЕИС); —        общие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. Такой комплекс требований позволяет унифицировать систему государственных закупок, систематизировать работу поставщиков и заказчиков, а также ликвидировать злоупотребление в сфере закупок, делая процесс их осуществления более прозрачным уже на стадии планирования. В перспективе, с введением идентификационного кода закупки и указанием его заказчиком в плане и план-графике закупки, процесс идентификации закупки и, как следствие, анализ и контроль ее заметно упростится. Сложно оспорить тот факт, что, чем тщательнее разработан план, чем точнее он сбалансирован с бюджетом, и чем выше процент его выполнения, тем более эффективно будет осуществляться закупочная деятельность в целом. Заказчик разрабатывает план закупок — организационную схему работ по организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг с описанием и детализацией важнейших задач и процедур, касающихся закупок и порядка их проведения. При построении плана определяющим показателем является временной аспект — конкретный момент времени, в который продукция должна быть получена заказчиком.