Как выбрать хорошие автомобильные весы?
Астрологи говорят, что весы это средство измерений. Такое же, как термометр или штангенциркуль. Формально они, конечно же, правы, однако у нас, предпринимателей, есть и своя точка зрения. Для нас автомобильные весы – это машинка для подсчета прибыли, правда, совсем не похожая на те машинки, которыми считают в банке денежные купюры.
В каждой отрасли материального производства есть сырье и готовая продукция. Есть технологический процесс, который превращает сырье в конечный продукт. Эффективность процесса переработки невозможно оценить без взвешивания и учета. Сегодня это принято называть производственным учетом.
Деньги мы считаем без ошибок – это просто процесс счета. В отличие от счета, измерения всегда сопряжены с различного рода погрешностями. Весы, как термометры, рулетки и манометры, не являются исключением. Погрешность взвешивания, естестственно, существует и задача производителя весов состоит в том, чтобы она была как можно меньше, а весы соответствовали стандартам. А задачами их пользователя являются грамотный выбор и эксплуатация приобретенных весов.
Прежде всего, о том, какие Вам необходимы весы? Какие автомобили с сырьем и продукцией Вы будете взвешивать – надо примерно знать их длину и массу «брутто», т.е. с грузом. В прежние времена в колхозах и совхозах устанавливались 12-метровые механические весы с наибольшим пределом взвешивания (НПВ), равным 30т, что с лихвой перекрывало всю использовавшуюся в то время гамму грузовых автомобилей. Сегодня такой длины грузоприемной платформы весов явно недостаточно – для седельных тягачей с европейскими полуприцепами нужны весы длиной 18м и НПВ = 40т или даже более. Для взвешивания приходящих из-за рубежа автопоездов часто приходится устанавливать весы длиной до 24 м.
Поскольку цена автомобильных весов напрямую связана с их длиной, Вам надо хорошо подумать о том, сколько и каких автомобилей придется взвешивать реально. Как правило, современные весы на тензодатчиках имеют металлическую модульную платформу из 5…6-метровых модулей, и производителю не составляет большого труда поставить для Вас весы длиной 6, 10, 12, 15, 18, 22 и 24м.
Если у Вас, например, серьезный свинокомплекс или большая ферма КРС, то, конечно, самым оптимальным будет выбор 18-метровых весов с НПВ = 60т. Вы будете взвешивать и корма, доставляемые короткобазными спецавтомобилями и «живой вес» в длинных скотовозах. Если же Вы фермер, то на первых порах все задачи учета можно закрыть и самыми малыми 6-метровыми весами с НПВ-30т. А с годами, по мере развития хозяйства, удлините весы, докупив дополнительные модули.
Теперь, о самом важном – точности. Все автомобильные весы относятся к среднему классу точности по ГОСТ 29329. Практически это означает, что число поверочных делений для них составляет, как правило, 1500…4000. Оно показывает, сколько раз цена деления весов укладывается в полном диапазоне измерения. Например, для автомобильных весов с НПВ = 30т при цене поверочного деления 10кг число поверочных делений равно 3000. Чем выше число поверочных делений, тем точнее весы и наоборот. В принципе, 3000…4000 делений – это тот современный уровень точности автомобильных весов, который достигнут лучшими мировыми и отечественными производителями.
Практические рекомендации сводятся к тому, чтобы выбирать весы с числом поверочных делений порядка 3000. Например, весы с НПВ = 30 и 40т должны иметь цену деления 10кг, а с НПВ = 50, 60 и 80т – соответственно 20кг. Весов с числом поверочных делений 6000 (например, 60т/10кг) согласно Европейским стандартам и Рекомендациям Международной организации Законодательной Метрологии не бывает!
Несколько важных слов о важной части весов — их фундаменте. Именно от него во многом будет зависеть реальная точность Ваших весов. В отличие от механических, упоминавшихся выше, электронные весы на тензодатчиках имеют гораздо более простой и дешевый фундамент. Но совсем без него весы хорошо работать не будут. Причем внешне Вы и не заметите этого – на индикаторе будут гореть какие-то цифры, которые Вы будете принимать за истинный вес. Только через определенный учетный период времени, когда у экономистов «концы с концами» не будут сводиться, Вы, возможно, вспомните о «странных» явлениях — «невозврате» нуля, непостоянстве показаний, когда автомобиль стоит на весах и т.д. Чаще всего во всем этом виноват плохой фундамент или его отсутствие.
В порыве эмоциональной агитации за покупку именно их весов, некоторые недобросовестные продавцы, а иногда даже и производители убеждают покупателя в том, что весы будут надежно и правильно работать и без фундамента – на асфальте двора, плитах, лежащих на грунте или утрамбованном песчано-гравийном основании. Не поддавайтесь! Убытки от неучтенной продукции вследствие «вранья» таких весов будут неизмеримо больше Вашей первоначальной «экономии» на устройстве фундамента. Эксперименты показывают, что при паспортной погрешности весов ± 20 кг реальная погрешность из-за плохого основания может быть в 5…20 раз больше! А ведь это уже 2…8% урожая или 10…40% прибыли!
Не покупайтесь на эффектном прилагательном «бесфундаментные»! Вы же не будете строить свой собственный дом без фундамента? Вы ведь изучите несущую способность и состав грунтов, высоту и агрессивность грунтовых вод, глубину промерзания – хотя бы основные параметры, которые помогут Вам правильно выбрать фундамент. А ведь автомобильные весы вместе с взвешиваемым автомобилем весят не меньше Вашего личного дома, да и нагрузка эта прикладывается циклически – по 10…200 раз в сутки! Больше того! В Государственном Реестре средств измерений нет ни одних, так называемых, «бесфундаментных» автомобильных весов, а значит и у потребителя их быть не должно!
Важно то, что хороший фундамент не только обеспечивает Вам работу весов с заявленной точностью, но и повышает надежность их работы. Ведь вследствие проседания опор могут возникнуть «эффект табуретки», недопустимое по амплитуде раскачивание грузоприемной платформы, влекущее за собой повреждение датчиков и элементов металлоконструкций.
«Сердце весов» — весоизмерительные тензорезисторные датчики — должны быть герметичными. Спросите об этом продавца. Рекомендую, чтобы степень их защиты была не хуже IP67 по ГОСТ 14254. Лучше, конечно, чтобы корпус датчиков был изготовлен из нержавеющей стали и имел самую высокую степень защиты – IP68. Надежность весов существенно повысится, если датчики будут иметь встроенную систему грозозащиты – это особенно актуально для степных южных районов России. Помните о грызунах! Защита от них одна – кабели датчиков должны быть проложены в трубах или металлорукаве.
Положим, что Вы остановились на весах каких-то двух или трех производителей и теперь предстоит сделать выбор. Характеристики весов и цены близки. Как быть? Необходимо изучить информацию о производителе, поскольку лучше всего приобретать весы непосредственно у него или у его регионального представителя. Общаясь с представителем по телефону или по электронной почте, получите конкретные ответы на несколько важных вопросов, которые сделают выбор простым и логичным.
Сколько лет существует фирма и как давно она выпускает автомобильные весы? Сколько всего автомобильных весов произведено и установлено? Попросите референс-лист и договоритесь о посещении двух-трех ближайших пользователей, занимающихся похожим бизнесом, если это, конечно, возможно. По возможности посетите производство, – очень важно кто и в каких условиях производит весы. Сертифицирована ли система управления качеством производителя по стандарту ИСО 9001? Есть ли сертификат утверждения типа на данные весы и каков срок его действия? Кто будет осуществлять сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание весов, и как далеко от Вас расположена эта фирма?