Как происходит ликвидация предприятия?
Под термином «ликвидация ооо компании» понимается прекращение функционирования организации, остановка всех видов работ и роспуск рабочих кадров. Кредитор в этом случае не может требовать от руководителей объединения выполнения кредитных обязательств. Законодательная база Ликвидация компании регламентируется следующими законодательными актами: Гражданским Кодексом, а именно статьями 61, 62, 63, 64 ФЗ № 14, № 129 и № 125 Постановлением Правительства № 439 Налоговым Кодексом, а именно статьями 23 и 89 Приказами № 7-6/362 Конституцией РФ Трудовым Кодексом По каким причинам может происходить ликвидация? Факторами, которые способствуют ликвидации предприятия, могут выступать: финансовые убытки; создание новой налоговой истории; нарушение законодательных норм и правил, мошенничество; превышение числа собственников долевых частей предприятия; кредитные долги; недочёты в документации и неустранение ошибок в положенный срок. Процедура ликвидации Ликвидация осуществляется поэтапно: Сначала участники объединения проводят всеобщее собрание, и оформляется протокол о закрытии предприятия, образец которого Вы можете скачать здесь. Затем руководитель объединения уведомляет об этом органы налогообложения и внебюджетные предприятия, с которыми сотрудничала компания во время функционирования. Информирование должно быть произведено в течение 3-4 дней. Начальники отделов готовят документацию к проверке фискальными органами.
Руководитель, помимо этого, запускает информацию о ликвидации в средства массовой информации. Также он уведомляет работников о грядущем увольнении и сообщает об этом в центр занятости населения, чтобы его бывших сотрудников поставили на учёт или нашли им новую работу. По итогу, отдел кадров выдает трудовую книжку. Если интересы работников нарушаются, они могут обратиться за защитой своих прав. Руководитель компании готовит все необходимые документы для сдачи их в миграционную службу. Предприятие рассчитывается по долгам с кредиторами. Составляется ликвидационный баланс. Распределяются активы между работниками предприятия. Федеральные органы вносят данные о ликвидации объединения в единую книгу регистраций. В течение 5-6 рабочих дней руководитель получит уведомление о завершении процедуры по ликвидации организации. Обычно закрытие компании осуществляется в течение 2 лет, но всё зависит от способа ликвидации, размера организации и имеющихся долгов. Стоимость ликвидации предприятия составляет примерно 45 000-50 000 руб., но сумма может меняться в зависимости от государственных обязательных платежей, оплаты банковских услуг, помощи нотариуса и т. д.
Виды ликвидации
Добровольная Ликвидация предприятия по собственному желанию является процессом затратным и длительным. Однако такой способ имеет и положительные стороны – он более надёжен. Ликвидацию организации по собственному желанию ещё называют официальной. Добровольная ликвидация уместна, если фирма нулевая, то есть в течение отчётного периода не вела никакой деятельности (не выдавала заработную плату, не заключала сделки и т. д.). Такой вид подходит и той фирме, которая имеет небольшие формы хозяйственной деятельности. Плюсами добровольной ликвидации являются: исключение организации из государственного реестра юридических лиц без негативных последствий; получение официального свидетельства о закрытии компании; можно заранее решить вопрос о распределении активов предприятия; нельзя передать своё дело, даже с долгами, другим лицам; при соблюдении всех правил добровольной ликвидации компании её нельзя признать недействительной.
Минусом является всего лишь наличие выездной налоговой проверки, которая часто заканчивается доначислениями и ограничивает тем самым количество предприятий, которые могли бы применить добровольную ликвидацию. Процедура добровольной ликвидации: Проведение собрания участников организации с последующим изданием решения о ликвидации. Создание ликвидационной комиссии с участием руководителя предприятия, главбуха и юриста. Уведомление о закрытии организации налоговой службы, фондов и кредиторов. Увольнение работников, погашение задолженностей, в том числе налоговых, и т. д. Распределение имущества предприятия и окончательное прекращение всякой деятельности. Принудительная Принудительное закрытие организации может осуществиться только по решению суда. Должностные лица (прокуроры, регистрирующие органы, налоговые представители и т. д.) направляют обращение в судебный орган с требованием прекратить работу компании на основании незаконной деятельности. Чаще всего вопросами принудительной ликвидации предприятий занимается арбитражный суд.
Принудительная ликвидации организации происходит в следующих случаях: если предприятие ведет свою деятельность с нарушениями закона; создание организации осуществилось на основании подложных или недостоверных документов. Начать процесс принудительного закрытия компании могут государственные органы, осуществляющие регистрацию всех видов юридических лиц (ФНС, ФАС, центральные банки, антимонопольные и муниципальные органы власти) или уполномоченные лица (прокуроры). Перед направлением обращения в суд предприятию отсылается уведомление о том, что оно нарушает законодательные нормы и правила. В случае если реакция отрицательная, и учредители не принимают данное замечание, не устраняют возникшие проблемы, происходит судебное разбирательство. После судебного процесса и принятия решения о ликвидации предприятия, организация перестаёт существовать. Расходы на суд в этом случае должна оплачивать сама компания. Однако если у организации не имеется средств для оплаты суда, расходы могут быть погашены за счёт государственного бюджета. Необходимая документация Приказ о ликвидации является первичным документом и издаётся на основании решения всеобщего собрания. Он не имеет чёткой установленной законодательством формы.
Однако в содержании приказа должна быть отражена следующая информация: причина закрытия организации; точная дата; данные членов комиссии. Образец приказа о ликвидации предприятия можно скачать здесь. Если имеются обособленные подразделения, идущие от организации, то такой документ составляется на каждый филиал отдельно. Сначала издаётся приказ о закрытии отдельных мелких организаций, которые входят в состав главного предприятия, а затем – о ликвидации фирмы в целом. В орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц (ЕГРЮЛ), пишется сообщение о закрытии организации и приостановлении ее деятельности. Документы, которые необходимо предоставить вместе с приказом для остановки деятельности фирмы следующие: заявление с подписями руководителя или всех участников; чек об оплате государственной пошлины; документацию предприятия (выписку из книги регистраций, Устав, сертификаты, бумаги, подтверждающие постановку объединения на учет в органы налогообложения, страховые компании и т. д.). Действия бухгалтера при ликвидации предприятия Бухгалтер при ликвидации должен составить отчёт, промежуточный и ликвидационный баланс.
На время приготовления данных документов этот сотрудник освобождается от любых видов отчётности, за исключением той ситуации, когда закрытие организации не происходит до конца календарного года. Расчёты доходов и расходов компании бухгалтер производит в номинальных суммах. Главный бухгалтер составляет по специальной форме P15003 промежуточный ликвидационный баланс для того, чтобы оценить возможности и резервы компании. Сюда вносятся данные об имуществе организации, условиях кредиторов и результаты рассмотрения данных условий. Скачать форму P15003 для составления ликвидационного баланса можно здесь. Выплаты Руководитель в случае закрытия организации должен расторгнуть трудовое соглашение со своими сотрудниками. Он обязан в последний рабочий день рассчитаться с подчинёнными в полном объёме и тем денежным окладом, который они имеют по договору.
Выплаты сотрудникам должны быть произведены следующие:
зарплата за отработанное время; компенсация за неиспользованный отпуск; выходное пособие; оплата больничного листа, если таковой имелся. На особом счету находятся беременные женщины и мамы, у которых есть дети до 3-летнего возраста. Мамам с детьми органы социальной защиты в случае ликвидации компании должны выплачивать материальную компенсацию, если на момент закрытия объединения они находились в декретном отпуске, и социальные выплаты по безработице ими не получались. Беременные женщины, которые собираются уходить в декрет, должны оформить соответствующие документы на получение денежного пособия до закрытия компании. Если такое не возможно, и будущая мама ушла в декретный отпуск после ликвидации объединения, выплаты производятся из федеральной службы страхования. Все выплаты сотрудникам производятся после расчёта руководителя с кредиторами, то есть во вторую очередь. Порядок сдачи документов в архив После закрытия организации все документы сдаются в административный и государственный архив. В первый тип архивов сдаются документы в виде приказов, лицевых расписок и т. д.
Во второй – бумаги исторического направления компании. Для того чтобы осуществить такую процедуру, необходимо выполнить следующие действия: оценить документы; оформить личные дела сотрудников; разделить документацию постоянного и временного хранения; сдать документы в архив для дальнейшего их нахождения там. В архив необходимо сдавать следующие документы: образец подписи учредителя объединения; сертификат о закрытии организации; решение собрания участников объединения; трудовые договора и контракты; индивидуальные карточки сотрудников; документ, содержащий информацию о лицевом счёте каждого работника; всевозможные акты списания, договора и т. д.; акты о несчастных случаях в организации; другие документы, которые могут отличаться в каждом индивидуальном случае. Помимо перечисленных документов необходимо будет приложить: список имущества организации; справку о предприятии (в ней указываются дата открытия организации, чем она занималась, первоначальные руководители и т. д.).