Винница - Моя ХАТА

Винница

В 14 веке племянники литовского князя Ольгерда построили на отвоеванных дядей у монголо-татар землях города-крепости, среди которых была и Винница.

В середине 15 века Винница официально стала городом и стала пользоваться магдебургским правом. Правда, в 1580 году грамоты сгорели. 60 лет винничане свое магдебургское право доказывали и отстаивали, и к 1640 году таки восстановили.

В 16 — 17 вв. Винница переходила от Польши к Турции и обратно к Польше. В 1793 году, при втором разделе Польши, Винница отошла к России и стала губернским городом. Позже ее «разжаловали» в уездный город, а центром губернии стал Каменец.
В 1914 году Винница опять получила статус административного центра и стала центром Подольской губернии. А уже при советской власти и по сегодняшний день Винница — областной центр Винницкой области.

Первые документальные данные о евреях в Виннице относятся к 1532 г. В середине 17 в. в Виннице было несколько десятков еврейских семей. В июне 1648 г. отряды Б. Хмельницкого взяли Винницу. Все евреи, не успевшие бежать из города, были уничтожены. В последующие годы евреи вновь стали селиться в Виннице. В 1743 г. и 1750 г. много евреев погибло во время набегов гайдамаков.

Несмотря на бедствия еврейское население и в городе, и в уезде быстро росло. В 1767 г. в Виннице проживал 691 еврей, в 1847 г. — 3882 еврея, в 1863 г. — 3633 еврея. В 1897 г. в Виннице было 11 689 евреев (более 36% всего населения), а во всем Винницком уезде 31 035 евреев.
Самым распространенным занятием среди евреев Винницы было портняжное ремесло и торговля продуктами сельского хозяйства.
В октябре 1905 г. в Виннице был учинен погром, повлекший за собой человеческие жертвы.

В 1910 г. в городе функционировали 17 синагог, два частных женских еврейских училища, мужское начальное училище. Во время гражданской войны 1917-21 гг. власть в Виннице неоднократно менялась. Еврейское население страдало от поборов и грабежей различных властей, от крайностей политики военного коммунизма, от погромов, самый крупный из которых произошел 30 августа 1919 г.

В 1926 г. в городе было 21 800 евреев (из общего числа жителей 58 000). Религиозно-общинная жизнь прекратилась, но активно развивалась еврейская культурная деятельность на идиш в рамках, разрешенных Евсекцией. Издавалась газета «Пролетаришер эмес», существовал еврейский педагогический институт, еврейские начальные и средние школы, еврейские библиотеки. В 1929 г. было открыто еврейское отделение при рабфаке.
К концу 1930-х гг. эта деятельность начала резко сокращаться. Многие евреи-коммунисты были арестованы во время террора конца 30-х гг.В 1939 г. еврейское население Винницы составляло 33 150 человек.

19 июля 1941 г. Винница была оккупирована германскими войсками. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Около 9500 евреев Винницкой области были призваны в армию. В городе был создан юденрат. Еврейское население было заключено в гетто.
28 июля 1941 г. в городе были расстреляны 146 евреев. В августе расстрелы возобновились. 22 сентября 1941 г. большинство заключенных винницкого гетто были уничтожены (около 28 000 евреев). Были оставлены в живых ремесленники, рабочие и техники, труд которых был необходим германским оккупационным властям.Вопрос об использовании еврейских специалистов обсуждался на специальном заседании в Виннице в начале 1942 г. Участники совещания отмечали, что в городе находится пять тысяч евреев, в их руках «все промыслы… они работают также во всех имеющих жизненное значение предприятиях». Начальник полиции города заявил, что наличие евреев в городе его очень беспокоит, «так как строящееся здесь сооружение [ставка А. Гитлера] находится в опасности благодаря присутствию здесь евреев» vinnytsia.eu.

16 апреля 1942 г. почти все евреи были расстреляны (оставлены в живых только 150 евреев-специалистов). Последние 150 евреев были расстреляны 25 августа 1942 г. Многие евреи, скрывавшиеся в городе, участвовали в общегородском подполье.

После войны Винница стала крупным промышленным городом. В 1946-49 гг. в Виннице функционировала синагога, которая была закрыта в 1949 г. в связи с выдвинутым властями обвинением в «нарушении законодательства о культах». Она была вновь открыта в 1953 г.  В 1959 г. в Виннице насчитывалось 19 500 евреев (16% населения).

Начиная с 1971 г. часть евреев Винницы стала добиваться права на выезд в Израиль, и началась, хотя в сравнительно небольших размерах, алия. Боясь распространения тенденции к алие среди евреев Винницы и стремясь запугать их, власти арестовали в 1972 г. инженера Ицхака Школьника, желавшего выехать в Израиль. По ложному обвинению в шпионаже в пользу Израиля и в антисоветской агитации И. Школьник был осужден в 1973 г. на десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях со строгим режимом (по кассации срок был снижен до семи лет).

С обретением Украиной независимости (1991) в городе возродилась еврейская культурная жизнь, были основаны различные еврейские организации. В 1992 г. мэром Винницы был избран еврей Д. Дворкис. В конце 1980-х — начале 2000-х гг. большинство евреев Винницы выехало в Израиль, Германию, США и другие страны. По Всеукраинской переписи населения 2001 г., в Виннице проживало 1700 евреев (0,5% от всего населения города).

Прогулка №1 с легким еврейским уклоном)
Сразу напротив ж.д. вокзала нас встречает такое величественное сооружение. Сегодня здесь размещается банальный рынок, но история здания куда интереснее. Оно было построено богатым еврейским предпринемателем Борухом Львовичем под завод с названием «Молот». Это был чугунно-литейный завод, который занимался производством оборудования для различных заводов и деталей для сельскохозяйственной техники.
Уже в советское время на его базе был основан завод тракторных агрегатов, однако в 90-е годы его постигла та же участь, что и большинство других заводов на постсоветском пространстве…
Мы топаем дальше по центральной улице, пока не дойдем до Южного Буга. Здесь начинается все самое интересное.
Сразу за рекой располагается комплекс «Муры». Само название говорит о том, что когда-то здесь была оборонительная стена, которая почти не сохранилась. Зато сохранился бывший иезуитский монастырь, возведенный в 1613 году
В 1621 году рядом с Иезуитским был построен Доминиканский монастырь. Сейчас это Спасо-Преображенский собор. Если обойти его сбоку, то можно увидеть те самые «муры» — остатки стены с угловой башней.
А дальше, по правую сторону, находится еще один костел, построенный в 1745 году винницким старостой Людовиком Калиновским для ордена капуцинов
Напротив костела, на пересечении улиц Соборной и Кропивницкого (раньше — улица Почтовая и переулок Монастырский), стоит симпатичный старинный особнячок. Раньше здесь практиковал зубной врач известной национальности, о чем и говорит вывеска с фамилией над входом.
Продолжаем прогулку по центральной улице — Соборной. Справа увидим отреставрированное здание бывшей гостиницы «Франция»
Самое нарядное здание Винницы — это, конечно же, гостиница «Савой». Она была построена по заказу богатого еврея Бериша Марковича Лехтмана в 1912 году, архитектором этого здания стал Артынов, по чертежам которого построены почти все самые известные здания Винницы. Изначально гостиница строилась в шесть этажей (сейчас 5), и это было единственное в ту пору здание с электрическим лифтом. Здесь некоторое время располагался штаб Петлюры.
В зависимости от времени года она меняет цвет) Угловую башенку, как видим, отреставрировали совсем недавно.
Ту же, в глубинке сквера, стоит и главный символ Винницы — Башня. Водонапорная башня была построена в начале 20 в. по проекту того же Артынова. Сам архитектор сидит рядышком, присматривает, так сказать)
А на противоположной от «Савой» стороне улицы Соборной когда-то были еще 2 красивые гостиницы, которые на сегодня не сохранились — «Европа» и «Бель Вью». Улица Почтовая — это современная Соборная и есть
Ну если мы уже перешли на эту сторону, то однозначно стоит пройтись немного вниз по ул. Пушкинской мимо здания мэрии, и посмотреть на бывший особняк капитана Четкова. Сегодня здесь городское управление архитектуры. Построен он был в 1910 году по проекту архитектора Григория Артынова. Александр Матвеевич Четков был отставным офицером — артиллеристом, приехал в Винницу в начале 20 столетия.  Поселившись в Виннице, он преподавал гимнастику в реальном училище.
А мы возвращаемся назад к Соборной. Это самый центр города, и здесь сохранилось еще множество красивых старинных зданий, в основном — бывшие доходные дома. Самый известный из них — доходный дом Виргилиса. Здесь же — сильно перестроенное здание центральной синагоги.
Доходный дом Виргилиса
Доходный дом Виргилиса
Синагога
Синагога
Недалеко от мэрии современной находится здание, в котором размещалось городское управление раньше.  Спроектировано оно, конечно же, Григорием Артыновым) Сегодня здесь расположена Торговая Универсальная биржа.  17 января 1917 года именно тут была провозглашена Советская власть в Виннице.
По правую сторону мы увидим современное здание обладминистрации.
Дальше есть кое-что поинтересней. Винницкий торгово-экономический институт размещен в бывшем помещении реального училища — самого большого образовательного учреждения Винницы того времени, открытого, а точнее, перенесенного из Могилева-Подольского, в 1888 году. В то время  реальные училища только стали появляться. Их отличие от классических заключалось в том, что студентам давались общеобразовательные и технические знания, учитывая специфику района, а вместо классических латинских и греческих языков преподавали английский, немецкий и французский языки.
Здание было построено на деньги купца Цаля Лейбовича Вайнштейна. Вайнштейн завещал все свое имущество на постройку здания для училища. Во многих источниках указывается, что Цаль Лейбович предпринял все это в память о погибшем сыне, который учился в Петербургском техническом университете.
В благодарность городские власти в 1911 году назвали в честь Вайнштейна одну из улиц города. Сегодня это Каменецкий переулок — между улицей Театральной и Хлебной.