Винница
В 14 веке племянники литовского князя Ольгерда построили на отвоеванных дядей у монголо-татар землях города-крепости, среди которых была и Винница.
В середине 15 века Винница официально стала городом и стала пользоваться магдебургским правом. Правда, в 1580 году грамоты сгорели. 60 лет винничане свое магдебургское право доказывали и отстаивали, и к 1640 году таки восстановили.
В 16 — 17 вв. Винница переходила от Польши к Турции и обратно к Польше. В 1793 году, при втором разделе Польши, Винница отошла к России и стала губернским городом. Позже ее «разжаловали» в уездный город, а центром губернии стал Каменец.
В 1914 году Винница опять получила статус административного центра и стала центром Подольской губернии. А уже при советской власти и по сегодняшний день Винница — областной центр Винницкой области.
Первые документальные данные о евреях в Виннице относятся к 1532 г. В середине 17 в. в Виннице было несколько десятков еврейских семей. В июне 1648 г. отряды Б. Хмельницкого взяли Винницу. Все евреи, не успевшие бежать из города, были уничтожены. В последующие годы евреи вновь стали селиться в Виннице. В 1743 г. и 1750 г. много евреев погибло во время набегов гайдамаков.
Несмотря на бедствия еврейское население и в городе, и в уезде быстро росло. В 1767 г. в Виннице проживал 691 еврей, в 1847 г. — 3882 еврея, в 1863 г. — 3633 еврея. В 1897 г. в Виннице было 11 689 евреев (более 36% всего населения), а во всем Винницком уезде 31 035 евреев.
Самым распространенным занятием среди евреев Винницы было портняжное ремесло и торговля продуктами сельского хозяйства.
В октябре 1905 г. в Виннице был учинен погром, повлекший за собой человеческие жертвы.
В 1910 г. в городе функционировали 17 синагог, два частных женских еврейских училища, мужское начальное училище. Во время гражданской войны 1917-21 гг. власть в Виннице неоднократно менялась. Еврейское население страдало от поборов и грабежей различных властей, от крайностей политики военного коммунизма, от погромов, самый крупный из которых произошел 30 августа 1919 г.
К концу 1930-х гг. эта деятельность начала резко сокращаться. Многие евреи-коммунисты были арестованы во время террора конца 30-х гг.В 1939 г. еврейское население Винницы составляло 33 150 человек.
28 июля 1941 г. в городе были расстреляны 146 евреев. В августе расстрелы возобновились. 22 сентября 1941 г. большинство заключенных винницкого гетто были уничтожены (около 28 000 евреев). Были оставлены в живых ремесленники, рабочие и техники, труд которых был необходим германским оккупационным властям.Вопрос об использовании еврейских специалистов обсуждался на специальном заседании в Виннице в начале 1942 г. Участники совещания отмечали, что в городе находится пять тысяч евреев, в их руках «все промыслы… они работают также во всех имеющих жизненное значение предприятиях». Начальник полиции города заявил, что наличие евреев в городе его очень беспокоит, «так как строящееся здесь сооружение [ставка А. Гитлера] находится в опасности благодаря присутствию здесь евреев».
16 апреля 1942 г. почти все евреи были расстреляны (оставлены в живых только 150 евреев-специалистов). Последние 150 евреев были расстреляны 25 августа 1942 г. Многие евреи, скрывавшиеся в городе, участвовали в общегородском подполье.
После войны Винница стала крупным промышленным городом. В 1946-49 гг. в Виннице функционировала синагога, которая была закрыта в 1949 г. в связи с выдвинутым властями обвинением в «нарушении законодательства о культах». Она была вновь открыта в 1953 г. В 1959 г. в Виннице насчитывалось 19 500 евреев (16% населения).
Начиная с 1971 г. часть евреев Винницы стала добиваться права на выезд в Израиль, и началась, хотя в сравнительно небольших размерах, алия. Боясь распространения тенденции к алие среди евреев Винницы и стремясь запугать их, власти арестовали в 1972 г. инженера Ицхака Школьника, желавшего выехать в Израиль. По ложному обвинению в шпионаже в пользу Израиля и в антисоветской агитации И. Школьник был осужден в 1973 г. на десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях со строгим режимом (по кассации срок был снижен до семи лет).
С обретением Украиной независимости (1991) в городе возродилась еврейская культурная жизнь, были основаны различные еврейские организации. В 1992 г. мэром Винницы был избран еврей Д. Дворкис. В конце 1980-х — начале 2000-х гг. большинство евреев Винницы выехало в Израиль, Германию, США и другие страны. По Всеукраинской переписи населения 2001 г., в Виннице проживало 1700 евреев (0,5% от всего населения города).
Уже в советское время на его базе был основан завод тракторных агрегатов, однако в 90-е годы его постигла та же участь, что и большинство других заводов на постсоветском пространстве…
Сразу за рекой располагается комплекс «Муры». Само название говорит о том, что когда-то здесь была оборонительная стена, которая почти не сохранилась. Зато сохранился бывший иезуитский монастырь, возведенный в 1613 году
В зависимости от времени года она меняет цвет) Угловую башенку, как видим, отреставрировали совсем недавно.
По правую сторону мы увидим современное здание обладминистрации.
Здание было построено на деньги купца Цаля Лейбовича Вайнштейна. Вайнштейн завещал все свое имущество на постройку здания для училища. Во многих источниках указывается, что Цаль Лейбович предпринял все это в память о погибшем сыне, который учился в Петербургском техническом университете.
В благодарность городские власти в 1911 году назвали в честь Вайнштейна одну из улиц города. Сегодня это Каменецкий переулок — между улицей Театральной и Хлебной.