Фундаментальный анализ акций
Фундаментальный Анализ акций – самый главный инструмент любого инвестора. Поскольку с его помощью мы можем оценить базовые предпосылки развития любого бизнеса. А рост бизнеса в свою очередь означает рост стоимости этого бизнеса и находит отражение в росте курса акций.
Поэтому главная задача инвестора найти с помощью фундаментального анализа такие компании, которые будут демонстрировать стабильный и устойчивый рост. Это и будет самой главной гарантией отличных инвестиций в акции этих компаний.
К сожалению, фундаментальный анализ пугает многих начинающих инвесторов. По началу кажется, что разбираться в финансовых показателях бизнеса под силу только финансистам с профильным образованием. На самом деле, как и в любой работе, здесь достаточно начать, узнать основы и главные принципы.
Как же оценить перспективы развития бизнеса и его текущее состояние? Для этого есть ряд проверенных методов фундаментального анализа.
Методы фундаментального анализа
- Анализ инвестиционных показателей.
- Анализ финансовых показателей.
- Глубокий анализ внутренней среды предприятия.
- Анализ внешней среды предприятия.
Давайте последовательно разберем все эти виды фундаментального анализа предприятий.
Анализ инвестиционных показателей
Основная задача анализа инвестиционных показателей — ответить на вопрос насколько компания недооценена рынком или переоценена.
Поэтому логика расчета всех инвестиционных показателей очень похожа. Как правило, мы сравниваем рыночную оценку стоимости компании с теми или иными финансовыми показателями компании. В качестве рыночной оценки стоимости компании приводится либо ее капитализация (EV — enterprise value, считается как стоимость всех акций компании), либо цена одной акции. В качестве финансового показателя, с которым соотносят стоимость компании, могут быть: чистая прибыль, прибыль на одну акцию, денежный поток, балансовая стоимость активов компании и т.д.
Все эти инвестиционные показатели дают нам возможность судить о том, насколько в соответствии с данным показателем адекватно оценена компания. Например, у компании могут быть прекрасные финансовые показатели, но ее рыночная оценка уже может быть настолько высокой, что на самом деле стоимость компании является перегретой. Поэтому идеальными для инвестиций будут компании с хорошими финансовыми показателями с одной стороны и низкой рыночной оценкой с другой.
Рассмотрим основные и наиболее используемые инвестиционные показатели.
1. Коэффициент цена / прибыль (коэффициент P/E)
P/E — самый широко распространенный и популярный инвестиционный показатель. Существует два варианта расчета этого показателя.
Первый вариант: отношение цены за одну акцию компании к прибыли на одну акцию. Второй вариант: отношение капитализации компании к общей чистой прибыли компании.
Небольшие значения коэффициента сигнализируют о недооцененности рассматриваемой компании, большие о слишком завышенной оценке. Например, p/e интернет магазина AMAZON на текущий момент = 294, в тоже самое время китайский интернет-магазин Alibaba имеет p/e = 19. В первом случае оценка явно завышена, т.к. если прибыль компании не вырастет в ближайшее время инвесторам придется ждать 294 года окупаемости своих инвестиций. Во втором случае оценка находится на среднерыночном уровне. Встречаются компании с очень низким p/e, например, Сургутнефтегаз на текущий момент имеет показатель = 1,8. И это означает, что данная компания недооценена рынком. Причины недооценки могут быть различны – политические (санкции в РФ), рыночные (колебания цен на нефть в данном случае) и т.д.
Плюсы:
- Показатель широко применяется в сравнении различных компаний. Показатель P/E достаточно прост в расчетах и может использоваться для работы с большими объемами данных (например, сравнительный анализ всех 322 акций на Московской бирже).
Недостатки:
- Существенным недостатком показателя P/E является то, что он не может применяться для компании, показавшей в своей отчетности убытки. При этом компании, которые получили убыток в отчетном периоде, тоже могут быть инвестиционно привлекательными и их также необходимо как-то оценивать. Например, компания Тесла, которая несет убытки, поскольку все еще находится в стадии захвата рынка и развития инновационных направлений (возобновляемая энергетика).
- Показатель чистой прибыли, который используется в расчетах — это величина, которой менеджмент компании может легко манипулировать. В отдельно взятом отчетном периоде компания может умышленно, в своих интересах исказить данный показатель, и показатель P/E будет очень привлекательным.
Выводы:
P/E — это основной инвестиционный показатель для сравнительного анализа компаний. Однако, из-за того что в его базе расчета присутствует такой показатель, как чистая прибыль, P/E невозможно применять для оценки компаний с убытками, а также следует осторожно применять для мелких и средних компаний, где достоверность отчетности может вызывать сомнения. Поэтому иногда инвесторам необходим перекрестный анализ по другим инвестиционным показателям.
2. Коэффициент цена / выручка (коэффициент EV/S)
EV/S — финансовый показатель, равный отношению рыночной капитализации компании к её годовой выручке.
Данный показатель является также одним из основных инвестиционных показателей, по которому можно сравнивать компании. Небольшие значения коэффициента сигнализируют о недооцененности рассматриваемой компании, большие — о слишком завышенной оценке.
Плюсы:
- Существенным преимуществом показателя EV/S является то, что он не принимает отрицательных значений, как коэффициент P/E, а также более устойчив к манипулированию со стороны компании. Следовательно, по нему можно оценивать и те компании, которые в отчетном периоде получили убыток.
Недостатки:
- Данный показатель не позволяет оценить внутреннюю силу бизнеса компании. Как разные компании один и тоже объем выручки превращают в разный финансовый результат.
- Ограничивающим фактором применения показателя также является то, что сравнивать между собой можно только компании одной отрасли, где можно сказать, что выручка должна генерировать аналогичные объемы прибыли.
Выводы:
Показатель хорошо использовать для сравнительной оценки компаний одного сектора и в данном случае он отлично дополняет показатель Р/Е.
3. Коэффициент EV / EBITDA
К сожалению нормального названия, для этого показателя в русском языке нет. Поэтому так и говорят «ЕВэ / ЕБИДА». Что такое EV – мы уже знаем. Это Enterprise value (стоимость предприятия) или капитализация. Теперь давайте разберемся, что такое EBITDA. Дословно это показатель расшифровывается как Earnings before interests, taxes depreciation and amortization, что в переводе означает «прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации».
По сути этот показатель представляет собой что-то среднее между Р/Е и EV/S.
Плюсы:
- Поскольку показатель EBITDA гораздо реже принимает отрицательные значения (только в глубоко убыточных бизнесах и компаниях близких к банкротству, но оценка таких компаний никому не интересна), в тоже самое время этим показателем сложнее манипулировать, чем прибылью. Кроме того по показателю EBITDA можно сравнивать не только предприятия разных отраслей, но и предприятия находящиеся в разных странах с разными % ставками по кредитам и различными налоговыми режимами. Это позволяет инвесторам глубже понять насколько тот или иной бизнес действительно эффективен.
Недостатки:
- Главным минусом данного показателя является сложность расчета. В отличие от P/E и EV/S тут одной цифрой из отчетности не отделаешься. Кроме того в отчетности предприятий напрямую не фигурирует показатель амортизации. Чтобы его найти придется покопаться. Поэтому частные инвесторы не любят считать EBITDA. Как правило, данный показатель считается при оценке крупных инвестиционных сделок слияния и поглощения, покупке готовых бизнесов, прямых инвестициях в бизнес и т.д.