Аренда автомобиля от А до Я. Все о прокате легковых автомобилей без водителя
В последние несколько лет мы увлеклись автопутешествиями. На своей машине удобно – чувствуешь себя как дома, мобилен и получается бюджетнее перелетов и железной дороги, особенно, если ехать компанией или семьей. Но своя машина подходит не для любого путешествия: нет резона ехать в дальнюю дорогу, например, на выходные, не всегда удобно и выгодно ехать вдвоем или просто попались ну очень уж выгодные предложения на поезд или самолет. Но к хорошему привыкаешь быстро и вот уже, приземлившись в каком-нибудь городе, хочется спокойно сесть в машину и доехать до нужной точки, а не вести переговоры с таксистами, искать общественный транспорт и т.д. Не хочется бегать за экскурсионным автобусом или переплачивать частнику, чтобы посетить достопримечательности… Да много еще других резонов самому сесть за руль и быть совершенно независимым даже в самом незнакомом городе. И здесь нам на помощь приходят автопрокаты. Взял понравившийся авто на нужный срок и вперед. Машину можно получать прямо в аэропорту или на вокзале и там же вернуть, а можно вернуть не там, где получил, включая другой город или даже страну. Выбор автомобилей, как правило, тоже большой: от бюджетных логанов до Феррари или БМВ с открытым верхом. Все зависит только от ваших предпочтений и, конечно, кошелька. Есть даже электрическая Тесла. Картина нарисовалась очень радужная. Даже слишком. Ибо реальность, как это часто бывает, выглядит немного или даже очень иначе. Далее я расскажу о том, какие нюансы и какие подводные камни поджидают отпускника (командировочного), решившего взять машину напрокат. Расскажу, используя собственный опыт на конкретных примерах.
Я постараюсь не нагружать вас банальными советами вроде: внимательно изучите условия аренды, прочитайте договор, внесите коррективы, настаивайте, внимательно осмотрите и пр. Все это лишь теория, в реальности человек уставший прилетает ночью в аэропорт с одной лишь мыслью – побыстрее добраться до отеля или наоборот прилетает/приезжает только лишь с мыслью поскорее начать отпуск, отправиться на море… В таких условиях даже отъявленные педанты не читают, что там мелко написано и что менеджер прокатной конторы малоразборчиво начеркал в акте. И это нормально. Человек приехал отдыхать. Та же в общем-то история, что и с гостиницами. Вот только с машиной нюансов значительно больше. Поэтому далее я постараюсь выделить ключевые моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание даже несмотря на усталость и отпускное расположение духа.
На что нужно обращать внимание при аренде автомобиля:
Помимо стоимости самой аренды авто в ялте, с вас наверняка возьмут депозит. Это деньги, которые прокатная фирма берет в качестве залога на случай повреждения машины или на случай если по окончании аренды, будет повод взять с вас штраф. При оформлении бронирования на сайте эта сумма не всегда оговаривается и зачастую арендатор узнает о ее существовании уже при получении автомобиля или, вчитавшись внимательно в ваучер, где, кстати, тоже не всегда размер депозита точно оговорен. Когда мы бронировали машину в Сочи, в ваучере было указано, что депозит составляет до 20 000 рублей, на деле с нас взяли 12 000 рублей. Размер депозита у каждой прокатной фирмы разный и зависит от класса автомобиля. Условно за Логан с вас возьмут 3000 р., а за Мерседес 30 000 р.Важно!При оформлении брони нужно обязательно выяснить размер депозита, чтобы зарезервировать нужную сумму в бюджете на поездку. В некоторых случаях предлагается оформить договор без депозита, но в этом случае стоимость аренды возрастает процентов на 20.
Как взимается и возвращается депозит. Тут все просто: если вы оплачиваете стоимость аренды картой, то одновременно с оплатой менеджер прокатной фирмы “замораживает” нужную сумму на вашем счете. По окончании аренды, если нет оснований взыскать с вас дополнительные сборы, штрафы и машина сдана без повреждений, деньги на карте разблокируются. Некоторые банки делают это не сразу (может пройти дней десять) в некоторых процесс происходит мгновенно. Мне пришлось ждать разблокировки дней 5, потому что менеджер забыл нажать нужную кнопку.
Кредитная или дебетовая карта
Это вопрос, на который часто путешественники с умным видом дают ответ, что да, для аренды автомобиля понадобится именно кредитная карта (то есть фактически получается, что арендуете машину вы в кредит и прокатной фирме зачем-то это нужно). Лучше бы коллеги этого не делали в смысле не отвечали на этот вопрос.
Итак, откуда вообще это утверждение про кредитную карту взялось. История вопроса, так сказать.
Ну да, черным по белому написано. что дебетовые карты не принимаются. То есть не принимаются, как мы понимаем, карты, которыми обычно пользуемся. Например, та, на которую вам перечисляют зарплату. Ключевое здесь “как мы понимаем”. Это большой привет переводчикам сервиса проката автомобилей. Дело в том, что под дебетовой картой в большинстве стран понимается не обычная карта, а обезличенная банковская карта. Выглядит она вот так:
Обратите внимание, карта не эмбоссирована, то есть на ней нет выдавленных цифр и есть надпись DEBIT. То есть по правилам не принимаются именно такие карты, а обычные хоть кредитные хоть дебетовые именные карты принимаются без каких-либо ограничений. О том как правильно выбрать полноценную карту для путешествий было подробно рассказано в одноименной статье.
Стоит, правда добавить, что карты МИР не принимаются. Терминалы прокатных компаний, как впрочем магазинов, бакоматов и пр. не снабжены возможностью работы с российской платежной системой. Не стоит, кстати, искать здесь какого-то подвоха или тем паче заговора. American Express и китайские Union Pay тоже принимаются далеко не везде.
Страховка
Этот пункт, как мне кажется, у прокатчиков самый любимый. На сайте почти всегда пишут: “страховка включена” или “КАСКО в стоимости аренды” и пр. На деле обычно включен самый минимальный пакет или полис со значительными ограничениями. Если ОСАГО включено действительно всегда (а иначе и быть не может, так как без полиса ездить нельзя согласно ПДД), то с КАСКО вариаций может быть великое множество. В большинстве случаев в страховку КАСКО включена так называемая франшиза. Это означает, что страховая компания выплачивает возмещение за ущерб за минусом суммы франшизы. Размер франшизы зависит опять таки от класса автомобиля и, как правило, равен сумме депозита (см. предыдущий пункт). То есть, если не дай бог попадете в ДТП, и допустим сумма ущерба составит 20 000 р., а франшиза была установлена в размере 12 000 р., то страховая компания возместит прокатной фирме 8 000 р., остальные будут вычтены из вашего депозита. То есть по факту депозит вам не вернут. Зачастую полис КАСКО включает только риск угона или повреждения в результате ДТП. Если кто-то начертит на машине нехорошее слово, проткнет шину и пр. – ремонт за ваш счет.
При оформлении брони, обычно, на сайте прокатной фирмы или брокера вам несколько раз напомнят, что страховка не полная и, чтобы избежать неприятностей, нужно непременно оформить “полное КАСКО” или “полное покрытие” или “супер-КАСКО” (варианты разные – суть одна). Однако цена этой опции совсем немаленькая. В нашем случае при общей стоимости аренды в 8 000 р., полное покрытие обошлось бы в дополнительные 4 000 р., то есть аренда вышла бы в полтора раза дороже.