Как организовать контроль торговых представителей
Контроль торговых представителей работающих на выезде торговых представителей (ТП) является краеугольным камнем при оценке эффективности маркетинговой политики. Без этого инструмента трудно определить влияние цены и ассортимента на уровень продаж. Сейчас компании могут выбирать между контролем традиционными методами и с помощью специализированного оборудования на основе GPS-трекинга.
Последствия бесконтрольности торговых представителей
Пренебрежение контролем над сотрудниками приводит к снижению производительности их труда и уменьшению исполнительности. У торговых представителей это приводит к тому, что работник часто принимает заказы у себя дома по телефону без личного контакта с клиентами.
Без контроля маршрута воровства топлива не избежать
Это приводит к следующим последствиям:
- Не производится контроль выкладки продукции на полках.
- Воровство топлива из-за сокращения длительности маршрута.
- Падение процента выполнения торговых заданий, реализация которых требует живого разговора с клиентом и применения навыков продаж.
- Падает объем заказов, так как ТП не видит отсутствия своей продукции на полках.
- В телефонном режиме заказчик плохо контролирует объем заказа, что осложняет последующие взаиморасчеты.
Усугубляется ситуация с бесконтрольностью тем, что указанные негативные последствия проявляются одновременно и усиливают эффект друг друга. Для их предотвращения применяются традиционные «полевые» и современные цифровые методы контроля.
«Полевые» способы контроля торговых представителей
Никакие аппаратные методы и цифровые методы не заменят полностью контроля ТП путем объезда его торговых точек. Без этого инструмента можно получать от сотрудника формальные отписки и никогда не узнать о реальных причинах падения продаж на маршруте.
Бесконтрольные торговые агенты проводят рабочее время неэффективно
Мониторинг можно производить:
- за день до объезда работником магазинов;
- посещать точки совместно с ТП;
- делать объезд магазинов после посещения их торговым представителем.
Предварительный осмотр магазинов позволяет:
- оценить наличие своей продукции на полках, правильность её выкладки;
- узнать размер остатков;
- определить реальную продолжительность объезда торговых точек.
Этот способ целесообразно применять после переформатирования маршрута и для оценки навыков продаж нового сотрудника.
Совместные поездки позволяют:
- оценить личностные, коммуникативные качества работника и его навыки продаж;
- определить компетентность ТП и знание им ассортимента;
- выявить потребность в проведении обучающего тренинга.
Объезды точек на следующий день после торгового агента помогают:
- выявить обман в отчетах о посещении магазинов;
- узнать были ли предложены новинки;
- выяснить ценовую политику торговой точки;
- узнать мнение заказчиков о сотрудничестве с компанией и конкретным агентом;
- оценить приложенные усилия для выполнения спецзадач.
Объезжать рабочие маршруты супервайзеры должны раз в 1-2 месяца, в зависимости от эффективности работы сотрудников. При этом для объективной оценки достаточно посетить лишь наименее эффективные и удаленные магазины, но не менее 50% их количества.
Проверка выкладки и наличия товара на полках магазина
Обязательными этапами посещения супервайзерами торговых точек являются:
- Подготовка к аудиту.
- Визуальный осмотр торговой точки.
- Знакомство с персоналом магазина.
- Тщательный осмотр витрин и определение остатков своей продукции.
- Сбор информации о ТП и удобства сотрудничества с компанией.
- Завершение визита.
- Анализ информации и её обсуждение с торговым представителем.
Помимо «полевых» методов контроля, которые позволяют оценить эффективность работы агентов, используются другие способы, предполагающие применение технических средств.
Ежедневный фотоотчет
С помощью фотоотчета супервайзер может контролировать такие параметры работы ТП:
- время в дороге;
- количество посещений в день;
- время нахождения в торговой точке.
Эффективность ежедневного фотоотчета для контроля агентов не всегда оправдывает ожидания.
Фотоотчет при посещении клиентской торговой точки
Работники могут установить дома программы для изменения мета-тэгов изображений. Они позволяют фальсифицировать фотографии дома из заранее сделанных снимков, подставляя дату, время и прочую информацию.
Поэтому эффективность фотоотчетов проявляется лишь в краткосрочной перспективе и снижается вследствие изворотливости ТП.
Контроль по телефону
Контролировать ТП в телефонном режиме можно, но этот метод не добавляет доверия в отношения с супервайзером. Единственной возможностью оценить местонахождение сотрудника является требование передать трубку работнику торговой точки, в которой находится агент. Но ТП всегда может сослаться на дорожную обстановку, потерю связи и прочие непредвиденные обстоятельства.
Торговые представители могут уклоняться от контроля по телефону
Несмотря на все минусы этого метода, телефонный контроль следует иногда применять для того, чтобы торговый агент осознавал возможность проверки и не отвлекался с маршрута по личным делам.
Общение с клиентами по телефону не следует представлять, как проверку работника. Можно просто обсудить текущие вопросы и наличие жалоб.
Возможности сетевого и GPS-оборудования для контроля торговых представителей
Технические средства определения месторасположения давно используются в быту для контроля родителей над детьми.
Принципиальная схема работы простого GPS-трекера
В торговой сфере GPS-трекинг позволяет гораздо больше и дает супервайзеру такие возможности по наблюдению за работниками на маршруте:
- отображение местонахождения ТП в реальном времени;
- просмотр прохождения дневного маршрута со временем задержки в каждой точке;
- учет посещения магазинов.
С целью автоматизации торговли цифровая техника агента (планшет, смартфон) может быть интегрирована в учетную систему компании через интернет. Преимущество такой системы в том, что ТП может видеть остатки на складе в реальном времени и сразу резервировать продукцию под клиента. Это позволяет гарантировать доставку в оговоренные сроки. Кроме того, отображение сделок резервирования товара в учетной системе является дополнительным элементом контроля посещаемости магазина ТП.