Как построить управленческий учет в строительстве - Моя ХАТА

Как построить управленческий учет в строительстве

Суть заключается в том, что управленческий учет строительства рассматривается не как следствие бухгалтерского учета, а как информационная платформа для него. Вся информация о расходах и доходах изначально регистрируется в управленческом учете, а уже потом попадает в бухгалтерский учет (см. рис. 1). При этом подходе разница между управленческим и бухгалтерским учетами в части учтенных доходов и расходов отслеживается по непроведенным в бухучете документам. А для управленческого учета достаточно самого факта заказа и получения материалов и услуг, отгрузки продукции и выполнения работ и их оплаты.

В качестве управленческого учета можно применить МСФО, но нужно учитывать то, что не целесообразно в качестве единственного источника данных использовать бухгалтерский учет поскольку при этом теряется оперативность и будет ощутима недостаточность аналитических разрезов. При этом совсем отказаться от связи с бухгалтерским учетом также нельзя. Таким образом и в этом случае возникает необходимость создания информационной платформы отражающей реальное положение дел в компании в режиме реального времени, или как я его называю учёта «на земле».

Под учетом «на земле» я подразумеваю учет всех операций, выполняемых всеми сотрудниками компании, которые своими действиями или бездействием влияют на ее экономические показатели, и прежде всего на себестоимость.

Основные драйверы себестоимости строительства

У строительной компании есть четыре основных драйвера влияющих на себестоимость строительства:

  • материалы на выполнение строительных работ;
  • заработная плата рабочих и механизаторов;
  • расходы на привлечение и/или эксплуатацию машин и механизмов;
  • накладные расходы перечень которых регламентирован МДС 88-33.2004.

Кроме того, есть большое количество сотрудников, влияющих на каждый из этих драйверов, точнее на их составные элементы: количество и цену. Таким образом для управления себестоимостью строительства нужно взять контроль над тем, как каждый из сотрудников своими действиями или бездействием влияет на показатели в сравнении с плановыми показателями заложенными в бюджет до начала строительства. Эту работу целесообразно производить по убыванию важности каждого из драйверов.

Первыми по доле в себестоимости идут, как правило, материалы на выполнение строительных работ. Для последующего управления этими расходами при их планировании целесообразно применять нормирование, и связано это, прежде всего, с тем, что строительство это организованный процесс выполняемый согласно рабочей документации. Эта документация подразумевает отражение всех конструктивных элементов будущего здания или сооружения, а соответственно всегда можно рассчитать потребность в материалах на их изготовление и проанализировать возможные цены закупки до начала выполнения строительных работ. Дальше останется отладить контроль за их приобретением, движением и использованием в сравнении с нормативными значениями количества и цены полученными при планировании.

На втором и третьем месте по доле в себестоимости идут заработная плата рабочих и механизаторов, и расходы на привлечение и/или эксплуатацию машин и механизмов, Контроль над такими расходами можно установить с помощью нормирования на основе накопленной статистики, или, как альтернатива использовать сметные нормативы, например, нормы ГЭСН. Потом необходимо отладить контроль за привлечением рабочих, машин и механизмов, их стоимостью и выработкой, в сравнении с нормативными значениями количества человеко-часов и размером оплаты труда, машино-часов и цен их приобретения или расценок эксплуатации полученными при планировании.

Для управления накладными расходами при планировании необходимо руководствоваться накопленной статистикой и объективной оценкой будущей потребности в ресурсах на содержание площадки строительства, штабов строительства и офисов центрального аппарата управления. В последующем останется отладить контроль за платежами на приобретаемые ресурсы и услуги.

В своей практике управления драйверами себестоимости строительной компании через контроль влияния каждого из сотрудников на его величину я пришёл к методологии отраженной на рисунке 2.

Рисунок 2. Управление драйверами себестоимости

С помощью этой методики можно достичь той оперативности, которой требует управленческий учет в строительстве, основанный на фундаментальных экономических показателях. Учет, который является инструментом принятия управленческих решений до возникновения проблем в финансах, а не инструментом поиска причин возникших убытков и вариантов затыкания дыр на основе данных бухгалтерского учета. Но реализовать данный учет, получить прозрачность в действиях всех сотрудников, достичь оперативности в связи с РСБУ мы смогли только с помощью специализированного программного обеспечения на платформе «1С».