Наценка и маржа – в чем разница и как их рассчитать
В профессиональных разговорах предпринимателей часто можно услышать термины «наценка» и «маржа», причем многие не видят между ними разницы. Давайте разбираться. Как рассчитать торговую наценку читайте тут.
Цель бизнеса – получение прибыли, и наценка должна это гарантировать
Маржа – это размер добавочной стоимости к продажной цене товара. Она рассчитывается как разница между закупочной и розничной ценой. Фактически маржа показывает, какую «грязную» прибыль получит компания, если продаст товар. Например, магазин купил качалку колбасы за 150 рублей, а продал за 200 рублей. Таким образом, маржа составила 50 рублей.
В процентном виде маржу рассчитывают по формуле:
Маржа= (цена продажи — закупочная цена)/цена продажи * 100%
В нашем примере: Маржа = (200 — 150)/200 * 100% = 25%.
Торговая наценка – это надбавка к закупочной стоимости. Рассмотрим, как определить наценку на товар в количественном виде.
Торговая наценка = цена продажи — закупочная цена
Если брать наш пример, то торговая наценка в нем составит 50 рублей. Таким образом, в количественном выражении она всегда равна марже. Несколько иная ситуация, если рассчитывать торговую наценку в процентах. Для этого используется следующая формула:
Торговая наценка = (цена продажи — закупочная цена)/закупочная цена * 100%
В нашем примере: Торговая наценка = (200 — 150)/150 * 100% = 33%.
Фактически разница между торговой наценкой и маржой незначительная и проявляется лишь в процентном выражении. Какой из терминов целесообразней использовать в работе и при общении – решать предпринимателю.