Оперативный топливозаправщик
Этот автомобиль предназначен для транспортировки, кратковременного хранения и заправки светлыми нефтепродуктами плотностью до 0,83 т / м3. Надстройку изготовило предприятие из родного для грузовика города Миасса ООО «Приоритет». Когда этот материал пойдёт в печать, яркая оранжевая «бочка» уже вовсю будет трудиться в Забайкалье на доставке топлива для карьерных и шарнирно-сочленённых самосвалов, которым закрыт выход на дороги общего пользования.
Двигатель и трансмиссия для специфики автоцистерны
Под пластиковым капотом двигатель ЯМЗ нового семейства 536
На сегодняшний день основной силовой агрегат всех миасских грузовиков – двигатель нового 536-го семейства из Ярославля, которое было разработано несколько лет назад при помощи австрийских специалистов из компании AVL List GmbH. Важное достоинство нового мотора – его масса: ЯМЗ-536 весит всего 640 кг против своего «дедушки» V-образного дизеля ЯМЗ-236, масса которого чуть переваливает за тонну.
Такой агрегат значительно упрощает конструкторам проектирование надстроек из-за меньших проблем с развесовкой. К тому же не следует забывать, что этот грузовик – настоящий вездеход! Порожний автомобиль с тяжёлым дизелем может зарываться передним мостом на слабых грунтах. На топливозаправщике установлена рядная «шестёрка» со «срединной» настройкой мощности в 285 л.с., но самая мощная версия 536-го мотора развивает 312 л.с.
Конструкция двигателя характерна для сегодняшнего дня в этом сегменте: блок и общая ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр из чугуна, расположение привода ГРМ со стороны маховика. Система питания – Common Rail, давление в рампе – 1800 бар для версии четвёртого экологического класса, большего для внедорожника у нас в стране пока и не надо.
На рабочем месте стало намного комфортнее по сравнению с предыдущими миасскими грузовиками, но огромный капот за ветровым стеклом напоминает о том, что управляешь не маленькой автомашиной!
Важный конструкционный момент этого двигателя – стандартизированный картер маховика SAE1, что даёт возможность установить различные варианты КП. Поскольку работа по доставке топлива в карьер не требует высоких скоростей движения и большого плеча маршрута (база – терминал – карьер – база), атз-10 на нашем «бочонке» применили самый бюджетный вариант коробки передач – допотопную ярославскую «пятиступку», которую специально оставили в гамме предлагаемых комплектаций для новой модели. Это решение специально адресовано надстройщикам, где от базового шасси требуется лишь прибыть к месту эксплуатации оборудования надстройки. Но при желании клиент всегда может заказать современную КП ZF Ecomid 9S1310TO, серийно производимую в Набережных Челнах.
Вызов бездорожью и надстройке
Узел выдачи топлива
Только не надо забывать при общении с «Уралом», что это настоящий внедорожник с колёсной формулой 6х6! Этому здесь и подчинён весь конструктив. Совершенно неуместно роптать, залезая в высоко расположенную кабину по верёвочной лестнице нижней подножки, вызвавшей немало нареканий при тестировании предсерийных образцов и подобным мелким неурядицам. При проектировании новой модели конструкторы немного изменили геометрическую компоновку рамы, сместив двигатель назад на 150 мм и на 200 мм раздатку. Предусмотрено три варианта колёсной базы под разные надстройки, расстояние между осями задней тележки постоянное – 1400 мм.
Эти решения дались заводчанам нелегко: штат конструкторов колдовал над улучшением и без того неплохой проходимости, а маркетологи отстаивали права бодибилдеров, для которых принципиально важны базовые параметры шасси, чтобы избежать осложнений при монтаже стандартных ранее сертифицированных надстроек на новую модель. В конечном итоге победила дружба, но решили не осложнять жизнь и производителям кузовов и спецтехники.
Эта трансмиссия для настоящего вездехода!
Решение по подвескам осталось традиционным, но не без обновлений: как и прежде, здесь продольные полуэллиптические рессоры и балансиры, предусмотрена межосевая блокировка, но теперь можно заблокировать межколёсные дифференциалы среднего и заднего мостов. Грузоподъёмность переднего моста – 5800 кг, задние оси рассчитаны на нагрузку по 8000 кг на ось.
Тормозные механизмы всех колёс по традиции барабанные, но пневматические компоненты тормозной системы фирмы Wabco. Заявленный ресурс ведущих мостов – 350 000 км при номинальном крутящем моменте до 4120 Н∙м. У новой модели появились цельные усилители рамы, детали получили катафорезное грунтование и порошковую окраску.