ТАК ЛИ ВАЖЕН ДИПЛОМ ГОСОБРАЗЦА? - Моя ХАТА

ТАК ЛИ ВАЖЕН ДИПЛОМ ГОСОБРАЗЦА?

Закончить престижный вуз, да ещё с красным дипломом о высшем образовании — звучит впечатляюще. Но что это даёт при трудоустройстве в настоящее время? Сейчас выпускников топовых вузов часто упрекают в заносчивости и нереалистичных ожиданиях на первой работе, а люди со средним образованием вполне могут достичь карьерных высот, не говоря уже о возможности открыть собственное дело. Чем на деле измеряется привлекательность молодого кандидата для работодателя?

В чем разница

В России студенты могут получать дипломы двух видов: государственного и установленного образца. Первый вариант — для вузов с государственной аккредитацией, второй, соответственно, — для всех остальных. Кроме того, МГУ и СПбГУ как вузы с уникальными образовательными программами имеют право выдавать «фирменные» дипломы — предполагается, что это более престижно, чем обычный госдиплом. Ректоры многих других ведущих вузов поддерживают эту идею — по аналогии с западными университетами. В англосаксонских странах используются собственные дипломы, а вопросами контроля качества занимаются частные профессиональные организации. При этом вряд ли кого-то из выпускников Стэнфорда и Йеля смутит нестандартная «корочка».
При этом, чтобы нормально функционировать, коммерческий вуз должен получить лицензию Министерства образования, и только потом он может претендовать на государственную аккредитацию. Это означает, что вуз, не имеющий аккредитации, — все-таки не совсем «беспризорный»: сотрудники Минобра как минимум подтвердили, что у него достаточно ресурсов, чтобы давать студентам качественные знания. Но как это реализуется на практике — отдельный вопрос, поэтому примерно раз в пять лет в вуз наведываются сотрудники Рособрнадзора — проверить качество образования. Оно определяется по ряду показателей:

  • успеваемость студентов,
  • научная деятельность,
  • подбор кадров и материально-техническая база.

Отдельный аспект — аккредитация образовательных программ: они могут соответствовать государственным стандартам, а могут и нет (даже в престижном вузе, если это новая программа).

Так ли страшно не вписаться в ГОСТ?

Если вуз не вписался по линии работы с кадрами или в плане успеваемости студентов — это, безусловно, плохо. Что касается аккредитации программ, простого ответа на этот вопрос нет, и все будет сильно зависеть от специальности. Например, российские бизнес-школы отказались от гербовой печати на дипломах еще в 2012 году — понятно, что в нашей стране не успели сложиться традиции качественного обучения будущих предпринимателей, так что дорожить тут особо нечем. Тем более, что реалии рынка меняются очень быстро, и в интересах высших школ бизнеса — подстраиваться под эти тренды и создавать гибкие учебные программы. То же самое с инновационными специальностями, вроде биотехнологий и больших данных: по данным исследований, средняя университетская программа устаревает уже к третьему курсу, а значит, вуз более свободный в своих действиях и не скованный излишней бюрократией получает больше возможностей «держать нос по ветру».
Но для того, чтобы оценить потенциальное качество образования, абитуриенту в таких случаях придется самому вникать в программу и сравнивать ее с тем, как его специальность преподается в передовых европейских вузах. Соответственно, и вузу придется затратить гораздо больше усилий, чтобы убедить потенциальных студентов в качестве предоставляемых услуг. Так что небольшие и не очень известные учебные заведения сильно проигрывают от потери государственной аккредитации.

Естественные ограничения

При этом на определенных специальностях диплом гособразца все-таки дает преимущество — например, молодой врач, выучившийся во «Втором меде», по умолчанию покажется более благонадежным, чем выпускник частного российского медвуза, не говоря о будущих госслужащих. Но чаще всего в тех случаях, когда работодатель смотрит в диплом (а он имеет значение далеко не всегда), важнее общий престиж вуза, чем тип диплома. То есть выпускники обычно условно делятся на «ребят из МГУ, СПбГУ, МГИМО, ВШЭ, МФТИ (и так далее в зависимости от профиля)» и «всех остальных», без дальнейшей детализации.
Тем не менее, у учебы в неаккредитованном вузе есть ряд подводных камней.

  • Во-первых, диплом установленного образца не дает выпускнику право продолжить обучение по образовательным программам последующего уровня образования. То есть, с негосударственным дипломом бакалавра филологии вы не сможете поступить на магистратуру на филфак МГУ.
  • Во-вторых, такая учеба не предоставляет отсрочку от армии, что весьма критично для молодых людей.
  • В-третьих, студент неаккредитованного вуза не сможет на выходе пройти государственную итоговую аттестацию. Что по законодательству должно лишать его права занимать «должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования». Учитывая, что в 2014 году Госдума еще и предлагала запретить россиянам работать не по профессии, этот пункт звучит довольно устрашающе.

На деле, к счастью, на многие специальности все еще можно претендовать, не имея даже профильного диплома — если продемонстрировать эйчару знания и навыки, необходимые для качественного выполнения работы.