Таможенное оформление антиквариата
Таможенное оформление культурных ценностей – сложная процедура, которая требует оформления дополнительных документов. Несоблюдение процедуры растаможки антиквариата грозит серьезными последствиями. Особенную трудность представляет собой оформление антиквариата для коммерческого использования. Для успешной растаможки необходимо ориентироваться в многочисленных юридических аспектах таможенного кодекса.
Где и что покупают
Торговля предметами антиквариата – доходный бизнес, но, конечно, можно ввозить и вывозить предметы старины и с целью личного пользования. Антиквариант приобретается на различных площадках:
- оффлайновые магазины, где товар «показан лицом» – удобный, но невыгодный способ, потому что в таких салонах цены чаще всего завышены;
- магазины онлайн – преимущество в огромном выборе по категориям, состоянию, цене, но подержать в руках вещь перед покупкой не удастся;
- блошиные рынки – не всегда здесь представлены действительно стоящие вещи, но можно найти и настоящее сокровище. Недостаток – существенные временные затраты на поиск ценного экземпляра.
Во всем мире спросом пользуются следующие виды антиквариата:
- оружие;
- книги;
- архивы;
- скульптуры;
- мебель;
- предметы декора;
- раритетные автомобили, мотоциклы, велосипеды.
Вывозить антиквариат могут:
- физлица;
- юрлица;
- создатели культурных ценностей;
- собственники;
- участники ВЭД;
- любые лица, независимо от регистрации и места жительства.
Порядок таможенного оформления
В целом, порядок растаможки не отличается от стандартного алгоритма. Основные этапы следующие:
- оповещение сотрудников таможенной службы, когда груз прибудет на таможенный пост;
- подача пакета документации, сопровождающей товар;
- подбор кода по классификации ТН ВЭД;
- вычисление суммы обязательных платежей;
- подача разрешительных документов;
- проверка бумаг;
- таможенный осмотр товара и ТС;
- оформление декларации с выписыванием разрешения на выпуск.
Отличие состоит в том, что на антиквариат нужно оформлять дополнительные документы, но об этом ниже.
Документы для ввоза и вывоза антиквариата
Культурными ценностями в России могут признаваться все вещи старше 50 лет, независимо от вида изделия. Законность ввоза и вывоза антиквариата контролирует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Если предметы антиквариата вывозятся за рубеж, нужно провести предварительную экспертизу и получить разрешение Минкульта РФ. Для экспертизы предоставляются:
- фото товара;
- перечень ввозимых предметов;
- заявка;
- паспорт или другой документ, позволяющий идентифицировать личность (копия);
- документы, подтверждающие право собственности.
Для получения разрешения подаются все те же бумаги, только прилагается еще и экспертное заключение.
Важно! Справка из Минкульта будет готова через 30 суток.
При вывозе за границу антиквариат нужно декларировать. В документе указывают номер разрешения на вывоз, какая организация его выдала и дату получения.
Если культурные ценности вывозятся физлицом для личного пользования, то подается пассажирская таможенная декларация и разрешение. Если культурные ценности уже ранее ввозились, а теперь вывозятся, то в таможенную службу предъявляется ранее оформленная таможенная декларация, в которой указаны наименование, автор, размеры и прочие характеристики антиквариата. Если этот документ отсутствует по тем или иным причинам, то представляется разрешение от Минкультуры России либо письменное уведомление о том, что разрешение на вывоз не требуется.
Сверив наличествующие культурные ценности с перечнем таможенный инспектор проставит штамп, разрешив транспортировку. Пошлина при этом не уплачивается.
При ввозе культурных ценностей в Россию потребуется экспертное заключение страны-импортера о ценности предмета. Но даже тогда таможенные службы могут задержать груз для получения дополнительного экспертного заключения из Министерства культуры РФ. Следует заранее подготовить пакет документов, описывающих ввозимые предметы: фотографии, каталожное описание с указанием авторства, года создания, размера и других деталей – максимально подробно. Важно сохранить все документы, подтверждающие покупку или дарение предмета, предъявить инвойс и экспертное заключение. При соблюдении всех условий выдается разрешение на ввоз, после чего груз можно забрать со склада СВХ и оформить право собственности.