Замена двигателя: какой можно поставить и как всё оформить
Одно дело — поставить новые сайлентблоки, свечи, подшипники или даже целые узлы автомобиля. Каждый автовладелец знает, что для этого нужно просто купить новую, реже подержанную деталь и отправиться с ней на сервис. Ну или справиться собственными силами в гараже. Но замена двигателя целиком — это чаще всего исключительная мера, на которую идут далеко не все. Рассказываем, как правильно заменить мотор и какие инстанции при этом придётся пройти.
Зачем нужно менять двигатель
Если говорить коротко, то объективных причин всего две: либо прошлый мотор настолько плох, что спасать его уже бесполезно, либо так хочется новый, что трудно устоять.
Взамен сломавшегося, который дорого ремонтировать. Бывает, что мотор настолько изношен или настолько сильно повреждён, что каждый новый ремонт становится лишь временной отсрочкой перед неизбежным списанием агрегата в утиль. И лучше сменить двигатель одним махом, чем пытаться продлить жизнь умирающему.
Тюнинг-проект. Владелец хочет сделать свой автомобиль мощнее и быстрее, а потенциал увеличения отдачи агрегата за счёт перепрограммирования блока управления (чип-тюнинга) или установки в мотор усиленных деталей ему кажется недостаточным. Тогда и приходится выбирать новый силовой агрегат вместо штатного.
Можно ли вообще поменять двигатель в машине
Этот вопрос возникает потому, что двигатель — это номерная деталь, как и кузов. Каждый двигатель имеет уникальный идентификатор, который наносится на его самую главную часть – блок цилиндров. В случае с кузовом выбитый на нём VIN накладывает серьёзные ограничения на действия по ремонту и заменам — об этом мы уже писали.
Однако ни в одном документе, регламентирующем жизнь автовладельца, нет запрета на замену двигателя оформление. Как и любой другой механизм, в процессе работы двигатель изнашивается и рано или поздно приходит в негодность. И отремонтировать его удаётся не всегда — так что необходимость в новом вполне может возникнуть раньше, чем «умрёт» весь автомобиль.
Как и в случае с более простыми деталями, всегда есть выбор: поставить оригинальный агрегат, менее дорогой «аналог» или, наоборот, более продвинутый вариант. В зависимости от того, что выберет автовладелец, будет зависеть и длина пути, который ему придётся проделать, чтобы начать передвигаться на машине с новым мотором легально.
Сейчас двигатель в России уже не является так называемым «учётным реквизитом», однако в ряде случаев его замену всё-таки придётся переоформлять. Согласно п. 2 статьи 11 закона «О регистрации транспортных средств», мощность мотора и его экологический класс, а также снаряжённая и полная масса машины являются регистрационными данными. Поэтому если двигатель автомобиля заменён на идентичный, того же производителя и той же модели, то перерегистрация может и не понадобиться. Неважно, новый он или б/у (бывший в употреблении) — ведь эти данные останутся прежними.
Но во всех остальных случаях нужно будет менять документы на машину. Например, у нового мотора со старым совпадут экологический класс и даже мощность, но будет отличаться рабочий объём. В этом случае скорее всего будет и разной масса обоих агрегатов, а значит, замена повлияет и на снаряжённую массу машины.
Какой двигатель можно поставить на автомобиль
Если владелец решил заменить мотор, у него будет четыре разумных сценария покупки, каждый со своими минусами и плюсами.
Купить такой же двигатель, но новый. Это несложно сделать, если модель автомобиля относительно свежая и популярная. Новые моторы в сборе, например, для моделей ВАЗ, ГАЗ, Renault или даже Mercеdes-Benz можно купить сразу или под заказ — например, прямо на Авто.ру в разделе Запчасти.
Их совместимость, характеристики, а также заводские коды указаны в сопроводительных документах. У этого сценария главный и едва ли не единственный минус — цена. Стоимость такого агрегата может доходить до многих сотен тысяч рублей и часто сравнима с ценой самого автомобиля на вторичном рынке.
Купить такой же двигатель, но с пробегом. Этот вариант будет дешевле покупки нового мотора, но его происхождение может быть тёмным. Большинство так называемых «контрактных» моторов — это агрегаты, которые сняли с разбитого или списанного автомобиля в Европе, США или Японии и Корее, после чего отправили на продажу. Проследить историю такого мотора совсем нелегко, и в ней могут быть не слишком оптимистичные страницы, связанные с серьёзными ДТП или угоном автомобиля-донора.
Чтобы избежать таких вариантов, б/у мотор не нужно покупать «у знакомых» или в мелких неизвестных компаниях. Если приобретаете его в интернете на маркетплейсе, изучите, какая компания выступает конечным поставщиком.
Признаки добропорядочного продавца — копия контракта и таможенная декларация на мотор, договор купли-продажи с покупателем, кассовый чек и гарантия на покупку. Такой продавец обычно не ленится частично разобрать мотор, заменить в нём расходники, сделать диагностику — проверить компрессию и заглянуть в цилиндры эндоскопом.
Покупать контрактный мотор лучше только в комплекте с родным блоком управления и жгутом проводов, чтобы потом без проблем «поженить» его с остальным автомобилем. Совместимость — больное место многих «контрактников». У некоторых японских и европейских производителей может быть множество версий одного и того же двигателя, и нужно знать их особенности в мелочах. Иначе возникнет ситуация, когда купленный мотор «вроде тот», но установить его всё-таки не получается. Например, не совпадают посадочные места или на нём не оказывается датчика, который нужен оригинальному блоку управления.
Но даже если мотор тот самый, а продавец надёжный, всегда есть риск получить бракованный товар. Вы же покупаете б/у мотор от автомобиля, который мог серьёзно пострадать или сам до этого пробежать очень много километров. А значит, и двигатель может иметь малозаметные повреждения, вроде микротрещин в блоке, картере, клапанных крышках. Которые дадут о себе знать, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент. Или какие-то его компоненты очень скоро потребуют ремонта.
Купить новый или контрактный — того же производителя, но с другими характеристиками. Предположим, что ваш Solaris с завода был оснащён мотором 1.4, но вы хотите поставить на него двигатель 1.6 – той же модели, что ставит (или ставил в прошлом) на Solaris и сам Hyundai. Такая замена возможна как с технической, так и с правовой точки зрения. Хотя многие инспектора ГИБДД всё-таки считают такую процедуру изменением заводской конструкции и требуют предварительной технической экспертизы.
Купить более (или менее) мощный мотор от другой модели. Выбор, на который вряд ли решится человек без инженерного образования и опыта преодоления бюрократических препон. Во-первых, этот сценарий предполагает серьёзное вмешательство в конструкцию машины. В ней заложен определённый баланс, чтобы серийный автомобиль оставался безопасным и надёжным. Мотор непредусмотренных мощности, массы и геометрии этот баланс может нарушить.
Кроме того, необходимо будет получить одобрение сертифицирующих органов на эксплуатацию автомобиля с изменённой конструкцией. И лишь с таким одобрением машину можно будет поставить на учёт.