Что такое банковская гарантия простыми словами
Банковская гарантия – это один из наиболее эффективных инструментов обеспечения безопасности сделки. По своей природе она является кредитным продуктом, однако во много раз дешевле денежного кредита. За предоставление данных услуг банк берет свои проценты – комиссию.
Что это такое
банковская гарантия – это письменное обязательство банка выплатить определенную сумму денег заказчику в случае невыполнения исполнителем условий контракта.
Данный инструмент обеспечивает надлежащее исполнение договорных обязательств. Для некоторых сделок такой способ снижения рисков является главным условием сотрудничества.
В данном процессе участвует три субъекта:
- гарант – финансовое учреждение, которое за определенную плату (комиссию) берет на себя обязательство;
- принципал — исполнитель (должник) по основному контракту, инициатор предоставления обязательства;
- бенефициар – заказчик (кредитор) по основному контракту, интересы которого защищаются.
Виды
Основная классификация банковских гарантий исходит из вида обеспечиваемой сделки.
Выделяют гарантии:
- тендерная (конкурсная) – снижает риски заказчика при отказе победителя тендера от дальнейшего сотрудничества;
- гарантия исполнения – гарантирует своевременную и в полном объеме поставку товара, выполнение работ или предоставления услуг;
- платежная – обеспечивает своевременную оплату за выполненные работы или поставленные товары;
- авансовая – гарантирует возврат авансового платежа в случае неисполнения условий сделки по объему или срокам;
- таможенная, налоговая – обеспечивает надлежащее исполнение обязательств перед данными госорганами.
Существуют и другие виды в зависимости от целей основной сделки. Также разделяют банковские гарантии по другим признакам – отзывная и безотзывная.
Для чего нужна банковская гарантия простым языком
Чтобы пояснить, что такое банковская гарантия простым языком, удобно использовать пример.
Схема работы такова:
- фирма Х (принципал) заключает контракт на поставку партии товара с фирмой Y (бенефициаром), который является заказчиком или покупателем данного товара;
- фирма Y требует гарантий того, что условия контракта будут выполнены надлежащим образом – товар будет поставлен в полном объеме и в уговоренный срок;
- для этого фирма Х или исполнитель по контракту привлекает третью сторону – банк Z (гарант) за получением гарантии в виде письменного документа;
- банк-гарант за определенную плату берет на себя обязательство выплатить форме Y оговоренную сумму, например, 30% от суммы основного контракта в случае его невыполнения фирмой Х;
- при наступлении такого гарантийного случая фирма Х должна в письменной форме потребовать выплату вознаграждения;
- банк Z выплатит оговоренную сумму бенефициару и потребует у фирмы X регрессивного возмещения уплаченных денежных средств.
Существует и другой способ обезопасить сделку – залог в денежной форме, однако для этого фирма исполнитель должна изъять из оборота нужную сумму денег. Это невыгодно, тем более, что часто необходимо привлечение заемных средств, что 8-10 раз дороже.
Этапы оформления
Вся процедура оформления описывается в семь этапов:
- возникновение необходимости в обеспечении сделки;
- поиск исполнителем по контракту банка-гаранта;
- написание заявления на выдачу гарантии;
- подача заявления и пакета документов в банк;
- проверка платежеспособности клиента;
- заключение соглашения между банком и клиентом;
- оформление гарантийного договора;
Поиск подходящего банка можно осуществить самостоятельно или через брокера. Также можно обратиться в любое отделение Сбербанка, который работает исключительно напрямую без посредников.
Пакет документов
Выдавая гарантийное обязательство, банк рискует собственными средствами, которые нужно уплатить при наступлении гарантийного случая. В дальнейшем данные денежные средства клиент обязан вернуть, поэтому банк должен убедиться в том, что клиент платежеспособен.
Требуемый пакет документов зависит от конкретного банка, но основные его составляющие это:
- анкета, заявление;
- копии ИНН, выписка из ЕРГЮЛ, выданная не более 30 дней назад;
- нотариально заверенная копия протокола учредительного собрания, копия свидетельства о регистрации;
- актуальный перечень всех участников ООО и копии их паспортов;
- копии лицензий и сертификатов;
- договора аренды или права собственности на помещения;
- копии документов, уполномочивающих руководителя и главного бухгалтера, а также их паспортов;
- копия проекта обеспечиваемой сделки;
- бухгалтерский баланс, отчет по прибыли и убыткам за последний год;
- финансовая отчетность за последние полгода;
- при УСН нужна декларация о доходах расходах за последний год, при ЕНВД – декларация о налогах;
- справка об отсутствии долгов;
- отчет об аудиторской проверке и т. д.
Также банк может потребовать копии документации по успешно выполненным подобным контрактам и подобные подтверждение надежности компании.