Что такое KPI и как его рассчитать?
kpi (Key Performance Indicator) — это ключевые метрики, на которых базируется система оценки эффективности выполнения бизнес-процессов в компании.
Кажется, не получилось простыми словами. Попробуем еще раз.
КПЭ (ключевые показатели эффективности, кипиай) — это важнейшие показатели, по которым можно оценить качество выполнения различных бизнес-задач.
Данные переменные могут относиться не только к оценке качества работы сотрудника. Рассмотрим на примере несколько KPI, которые используют для оценки эффективности работы:
- Компании — прибыль, рентабельность, капитализация и др.;
- Сотрудника — например, для маркетолога могут использоваться KPI коэффициента конверсии, или цена привлечения подписчика на аккаунт в соцсети;
- Проекта — например, для оценки эффективности рекламной кампании, в организации которой участвует целая команда. Могут назначаться такие же ключевые показатели эффективности как в случае с оценкой работы сотрудника.
Для чего предназначены ключевые показатели эффективности?
В первую очередь, система KPI разрабатывается для того, чтобы переводить стратегические цели организации в четкий план действий.
Введение системы оценки ключевых показателей эффективности позволяет:
- Сделать все бизнес-процессы компании прозрачными и прогнозируемыми;
- Оценить качество работы каждого сотрудника, проекта, компании;
- Сконцентрировать работу всех подразделений на работу над приоритетными задачами;
- Создать честную и эффективную систему мотивации персонала на достижение сверхрезультата;
- Повысить ответственности за результат каждого причастного к проекту.
Виды KPI
Основные виды показателя эффективности различают в зависимости от того, к какой именно метрике он привязан.
Например, бывают KPI на:
- Решенные задачи — по количеству выполненных задач. Распространен в компаниях, использующих SCRUM в управлении проектами;
- Полученные оценки — по качеству выполнения работы, измеряются в баллах. Оценки могут выставляться руководителем, а могут клиентами. Например, если оценивается качество работы службы поддержки;
- Количество — стандартный KPI, который оценивает работу по сумме достигнутых показателей за период. Например, для менеджера по продажам это могут быть совершенные звонки или сумма, на которую сделали заказы его клиенты;
- Результат — оценивается, сколько и какого результата было произведено. Это симбиоз оценки качества и количества;
- Затраты — очевидно, что данный пункт отражает, сколько потрачено ресурсов. Может быть применимо как в маркетинге (затраты на создание рекламной кампании), так и в любой другой сфере. Основная цель ввода такого KPI — минимизировать затраты;
- Производительность — соотношение результата и времени на его достижение. По-простому, такой показатель также называют КПД — коэффициент полезного действия;
- Эффективность — с точки зрения бизнеса, это соотношение полученного результата к затратам. Ярким примером является установка ROMI в качестве показателя, по которому измеряют эффективность работы маркетинга в компании.
Также, разделяют простые и сложные показатели KPI. Разобраться с этой градацией проще всего на примере.
Пример простого КПЭ — средний CTR объявлений рекламной кампании. Использоваться может при оценке эффективности таргетированной рекламы в Инстаграм.
А сложным KPI, в таком случае, может быть ROI рекламной кампании. Почему же он сложный? Потому что включает в себя сразу несколько показателей.
ROI рекламной кампании рассчитывается по формуле:
(Прибыль — Затраты)/Затраты *100%.
Например, прибыль (доход — себестоимость, в данном контексте) = 10000 рублей, затраты на рекламную кампанию — 6000 рублей. ROI = (10000-6000)/10000*100%=40%.
А теперь разложим показатель “Прибыль” на составляющие:
- СРМ — стоимость 1000 показов;
- CTR — % кликов по объявлениям рекламной кампании;
- CR — коэффициент конверсии;
- S — средний чек.
Таким образом, получим формулу, где ROI=(CPM*CTR*CR*S — Затраты)/Затраты*100%.
В таком случае, даже если KPI устанавливается только на ROI, влиять на него будут также значения CPM, CTR, CR и даже среднего чека. Соответственно, работая над оптимизацией каждого из этих показателей, можно повлиять на достижение KPI. Именно поэтому, данный KPI называется сложным.
Ключевые показатели KPI
Для начала, разберемся с основными признаками качественного КПЭ.
Все показатели, которые считаются ключевыми в компании, должны быть:
- Измеримыми;
- Определенными (четким значением или диапазоном, периодом, средним значением);
- Выполнимыми и реалистичными;
- Ограниченными временными рамками (показатели KPI — цели, используйте способ постановки целей SMART);
- Понятными, не имеющими двусмысленной трактовки;
- Качественными — иметь четкую систему оценки качества результатов.
Как рассчитать KPI: практические примеры
Первый пример — оцениваем работу менеджера по продажам
Вы хотите заработать 100.000 рублей, запустив рекламную кампанию в Instagram. А ключевой показатель эффективности необходимо рассчитать для менеджера по продажам, который будет обрабатывать входящие заявки и конвертировать их в продажи.
У вас есть команда специалистов, которые создают посадочную страницу и привлекают трафик. Причем уже известны показатели, которых они добиваются:
- Средняя цена привлечения заявки (CPL) = 560 рублей;
- Средний чек (S) = 3500 рублей (за вычетом себестоимости продукции).
Приступаем к расчетам: чтобы заработать 100.000 рублей, вам необходимо привлечь 29 клиентов со средним чеком в 3500 рублей (100000/3500). Для этого, вам нужно получить 179 заявок на сайт, при CPL = 560 рублей (100000/560).
Следовательно, задача менеджера по продажам конвертировать 29 клиентов из 179 заявок. Исходя из этого, сформулируем kpi для менеджера.
Найдем значение K (конверсии менеджера по продажам), необходимое для достижения цели.
K(план) = 29/179*100% = 16.2%
Соответственно, планирующийся показатель конверсии менеджера по продажам будет равен K(план) = 16.2%.
Но также, при разработке стратегии стоит предусмотреть и критический показатель. Это минимальный удовлетворительный результат. В данном примере, возьмем за минимальный результат заработок 70.000 рублей.
Соответственно, критический KPI будет равен K(крит) = (70000/3500)/(100000/560)*100% = 20/179*100% = 11.1%.
И, разумеется, стоит предусмотреть размер показателя, при достижении которого менеджер получит дополнительный бонус. Это называется целевой показатель — тот, к которому нужно стремиться.
Например, если компания заработает 150.000 рублей на данном проекте, можно будет выделить бонус менеджеру по продажам. Рассчитаем, какой результат он должен для этого показать.
K(цель) = (150000/3500)/(100000/560)*100% = 43/179*100% = 24%.
Подытожим, какие KPI мы получили для менеджера по продажам:
- K (крит) = 11% (если менеджер не достигнет этого показателя, вряд ли работодателю целесообразно продолжать с ним сотрудничество);
- K (план) = 16.2% (ожидаемый результат);
- K (цель) = 24% (а это отличное значение, за его достижение менеджера можно наградить бонусом!).
Соответственно, в результате работ менеджер достигнет определенного фактического показателя. А работодателю останется лишь сопоставить его с рассчитанными значениями и оценить эффективность проведенной работы.