Крановые рельсы КР-70
Рассмотрим востребованные сегодня элементы ВСП и регламентирующий их документ. В фокусе внимания – крановые рельс кр 70 гост и ГОСТ 4121-96. Этот межгосударственный стандарт задает габариты металлоконструкций и описывает специфику их эксплуатации.
Немного истории: он был разработан МТК 327 (украинским НИИ) в 1996 году, вынесен на всеобщее рассмотрение и одобрен большинством постсоветских стран, после чего и стал основным нормативом на их территории. В России же он приобрел максимальную и непосредственную силу в июле 2002-го, что было запланировано Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии, изданным еще в декабре 2001-го.
Ниже мы сконцентрируемся на параметрах укладываемых профилей – на площади их сечения, мерной длине, креплении, порядке приемки и других особенностях, – но сначала еще немного расскажем о тех важных правилах, по которым они изготавливаются.
Область применения
Настоящий ГОСТ подробно описывает специальные профили с шириной подошвы в 70 мм, а также иные часто используемые и обладающие схожим назначением (но другими геометрическими параметрами) типы – КР-80 (100, 120, 140). В общем случае он может распространяться на все металлоконструкции, укладываемые в пути для перемещения грузоподъемной спецтехники.
Основные параметры и размеры
Сначала – немного общей информации. Это изделия горячего проката, выполненные из стали с высоким содержанием углерода (К63 или аналогичных марок). Их монтируют на подготовленное основание (шпалы) и надежно фиксируют выбранными креплениями – раздельными, нет или комбинированными. Образованные в процессе стыки сваривают или стягивают накладками (или, в качестве альтернативы, болтами, гайками, шайбами).
На практике эти элементы ВСП чаще всего укладывают на таких объектах как:
- строительные площадки;
- крупные сырьевые базы;
- предприятия с собственной транспортной системой и территориально разнесенными производственными площадями;
- морские порты с прилегающими окрестностями.
Являются востребоваными везде, где активно применяется грузоподъемная спецтехника. Но они, естественно, должны выдерживать режим эксплуатации и даже самые серьезные воздействия, причем без потерь прочности, со стабильно надежным сцеплением с колесами машин и равномерным распределением получаемого давления.
Какими размерами обладает рельс КР-70 по ГОСТ 4121-96
Его геометрические параметры обязаны соответствовать следующему чертежу:
Кроме того, ключевые его габариты сведены в таблицу ниже (вместе с другими часто используемыми профилями):
Тип | b | h | b1 | b2 | Площадь сечения, см2 | Масса 1 м, кг |
мм | ||||||
КР70 | 70 | 120 | 75,6 | 120 | 58,72 | 46,1 |
КР80 | 80 | 130 | 87 | 130 | 76,19 | 59,81 |
КР100 | 100 | 150 | 108 | 150 | 105,85 | 83,09 |
КР120 | 120 | 170 | 129 | 170 | 144,54 | 113,47 |
КР140 | 140 | 150 | 180,51 | 141,7 |
Существенное влияние на конечный вес профиля оказывает плотность стального сплава. Для всех расчетов принимают, что она равняется 7850 кг/м3, но на практике она может несколько отличаться. Поэтому производителям так важно ответственно относиться к подбору материала и использовать металл с составом, соответствующим стандартам, без посторонних примесей.
В настоящее время эти элементы ВСП выпускаются в двух вариантах исполнения – рассмотрим каждый.
Мерной длины
Она строго стандартизирована, ее шаг составляет 0,5 м. В ее рамках представлены 7 типоразмеров двутавровых балок, в диапазоне от 9 до 12 м. Наиболее распространенный вариант – 11 м.
Отсутствие широкой номенклатуры упрощает расчеты и позволяет без проблем вычислить точное количество профилей, необходимых для укладки 1, 10, 48 км пути. Также калькуляцию облегчает тот факт, что все металлоконструкции данной категории делаются прямыми (искривления допустимы исключительно в рамках отклонений) и ровно обрезаются. То есть они максимально подготовлены к монтажу и не требуют долгого и тщательного совмещения.
Немерной длины
Отдельный случай – специальный рельс КР70: по ГОСТ 4121-96, размеры его могут лежать между 4 и 20 м, а шаг – самым разным. Наиболее популярными в данной категории считаются элементы ВСП по 13 м.
Обычно они используются для замены отдельных поврежденных участков пути, когда нецелесообразно резать стандартный профиль, а логичнее и надежнее уложить целый, который будет дольше сопротивляться нагрузкам. Другие актуальные ситуации для их применения сводятся к необходимости укладки веток с минимальным количеством стыков.
Завод-производитель может выпускать и двутавровые балки другой длины, по предварительной договоренности с заказчиком. Изготовленную партию он должен укомплектовать сопроводительной документацией, содержащей все данные о габаритах и допусках (кстати, этот момент мы рассмотрим отдельно).