Ушу сегодня — боевое искусство или гимнастика?
Про ушу есть огромное количество информации, как в сети, так и в виде книг, исторических фактов и легенд. Попробую немного разобраться в том, что из себя ушу представляет сегодня.
У меня есть личный опыт занятий ушу в молодости, это был стиль чань-цюань, то есть «Длинный кулак», один из «внешних» стилей, в основном делающих упор на развитие техники, физподготовке и отработке этой самой техники в парных упражнениях и спаррингах. Эта тема мне всегда была интересна, поэтому читаю и смотрю много из того, что публикуется в СМИ и интернете про боевые искусства.
Для начала давайте определимся, что такое «боевое искусство». Ответы на этот вопрос есть разные, но основных несколько — или это мастерство в рукопашном либо вооруженном бою, или путь к физическому и духовному совершенству через упражнения, или же сочетание этих двух вариантов. Собственно, все боевые искусства рождались как средство противостояния агрессии или же наоборот, как средство нападения и убийства ближнего своего, в зависимости от контекста. Это история, тут наши эмоции и принципы не имеют никакого значения.
Если говорить конкретно об ушу, то оно создавалось не в одном месте и не в одно время, это не было одной строгой системой, как, например, дзю-до или айкидо, созданные недавно и уже осознанно как отдельные виды единоборств. Ушу создавалось многими тысячами людей, которые понимали, что их знания и умения, если их собрать в систему, то есть формализовать, с намного большей вероятностью не будут утеряны. И вот на этой стадии появились первые конфликты между эффективностью приемов в бою и выживанием школы. С одной стороны, когда приемы собраны в группы, есть методика обучения, есть мастер, обучение в рамках школы идет довольно эффективно, ученики просто усердно учат то, что им преподается. Тем более, что обучению отдавалось много времени, если это была именно профессиональная школа. С другой стороны, эта жесткая формализация плюс особенности китайского менталитета того времени, предписывающего уважать и почитать мастера едва ли не как высшее существо, отучало учеников критически относиться к тому, что им преподают. Конечно, были отдельные личности, создающие свои стили и школы, но я говорю об общей тенденции.
Но все же время было такое, что проверкой для школ становились реальные бои, уличные драки и войны, которых в средние века было предостаточно.
Что же мы видим сейчас? Ушу не могло остаться прежним, меняются люди, меняется общий менталитет как в Китае, так и во всем мире. Сегодня ушу представлено в нескольких вариантах, давайте посмотрим на них и попробуем сказать, являются ли они боевым искусством.
Во-первых, школы, пытающиеся следовать древним традициям. Тут ничего плохого сказать не могу, благодаря таким людям мы много знаем о прошлом, они изучают древние тексты и рисунки, собирают легенды и рассказы о мастерах. Однако, если говорить о реальном боевом применении того, чем они занимаются, тут все довольно печально. То, что они демонстрируют, работает в основном только внутри школы на учениках. Да, выполняемые адептами этих школ тао выглядят очень красиво и круто, но почему-то в спаррингах с бойцами ММА, тайского бокса или кикбоксинга они чаще всего проигрывают. Не факт, что бойцы древних времен проиграли бы эти бои, но у них была совсем другая мотивация. И даже выполняя те же тао, что и современные ушуисты, они каждое движение выполняли так, как будто от него зависела их жизнь. Да так оно и было. Сегодня же последователи древних школ чаще всего демонстрируют красивую гимнастику, которая боевым искусство никак не может быть названа.
Во-вторых, есть спортивное ушу. Они, как и адепты древних направлений, изучают тао, цигун, акробатику, одевают красивые костюмы, но у них есть серьезное отличие от первых — это спорт. То есть соревнования разного уровня. Поэтому и тао подвергаются серьезной модификации, добавляются большое количество акробатики, которая с боевой точки зрения не нужна, но добавляет комплексу зрелищности. Кроме того, это уже мое личное наблюдение, большая часть движений красивые и быстрые, но «пустые» — то есть если на месте наносимого удара поставить противника, то большого вреда он не получит, ибо спортсмен во время выполнения не держит в голове воображаемых противников, как того требует древняя традиция, а думает о том, как безошибочно закончить комплекс и набрать больше очков. Это не плохо, но опять-таки лишает данное направление права называться боевым искусством, ибо выродилось в гимнастику, лишь формой частично его напоминающую.