ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВИАТРАНСПОРТОМ
Грузы, перевозимые по воздуху, испытывают воздействие вибрации или изменений давления, температуры и влажности. Поэтому все эти факторы должны учитываться грузоотправителями при планировании подготовки перевозки груза, выборе маршрута, выборе упаковки и способа упаковывания, нанесении маркировки и знаков. Количество и вид груза, который можно загрузить на рейс перевозчика, следующий в данном направлении, ограничено разными факторами: такими как тип воздушного судна (пассажирское или грузовое), геометрическими размерами загрузочных люков и грузовых отсеков, климатическими и иными условиями в грузовых отсеках в процессе перевозки, ограничениями самой авиакомпании либо ограничениями и требованиями государств отправления, транзита и назначения, распространяющимися на конкретную категорию специальных грузов, грузовыми и складскими возможностями аэропортов отправления/транзита/прибытия.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ПОЛОЖЕНИЯ
Авиаперевозки грузов и почты на пассажирских регулярных, нерегулярных (чартерных) и грузовых рейсах осуществляется на внутренних и международных воздушных линиях в соответствии:
- Воздушным Кодексом РФ.
- «Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО, Doc 9284 AN/905.
- Руководством по аэропортовому обслуживанию IATA («Airport Handling Manual») в действующей редакции.
- Руководством по обслуживанию опасных грузов IATA («Dangerous Goods Regulations») в действующей редакции
- Руководством по перевозке живых животных IATA («Live Animals Regulations») в действующей редакции.
- Руководством по обслуживанию скоропортящихся грузов IATA («Perishable Cargo Regulations») в действующей редакции.
- Установленными тарифами, а также тарифами грузовых перевозок IATA («TACT Rules») в действующей редакции.
- Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса № 82 от 28.06.2007г.
- Федеральными авиационными правилами «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утв. Приказом Минтранса № 141 от 05.09.2008г.
- Руководством по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР (РГП-85), утв. Приказом МГА СССР от 20 августа 1984 года N31/и.
Грузы, отвечающие требованиям, принимаются к перевозке на рейсах Перевозчика только при условии наличия подтвержденного бронирования перевозки груза в электронной системе бронирования грузовых перевозок Перевозчика.
УСЛОВИЯ ПРИЕМА ГРУЗА К ПЕРЕВОЗКЕ
Грузы принимаются к перевозке только в том случае, когда проверено, что:
- Груз находится в состоянии «готовый к перевозке» согласно определению, содержащемуся в Резолюции ИАТА 833, (раздел TACT Rules 2.3.2.).
- Груз, авианакладная, и все необходимые сопроводительные документы (к примеру инвойсы, упаковочные листы, ветеринарные или фитосанитарные сертификаты, декларация отправителя опасного груза, сертификат отправителя на живых животных, прочие документы и сертификаты, предписанные правилами перевозок, правилами TACT Rules IATA, таможенными либо иными требованиями государств отправления, транзита и назначения и т.п.) предоставлены до контрольных сроков окончания приема груза к перевозке в аэропорту отправления груза.
- Данные, указанные в авианакладной, соответствуют предъявленному к перевозке грузу (количество мест, вес, объем, наличие идентификационных признаков специально обрабатываемого груза или грузов особых и специальных категорий).
- Каждое место груза соответствует авианакладной, надлежаще упаковано, промаркировано имеет в наличии специальные и манипуляционные знаки согласно требованиям IATA, ICAO, Федеральных авиационных правил РФ для обеспечения его сохранности при авиаперевозке и безопасного обслуживания, размещения и закрепления на борту воздушного судна.
- Бронирование перевозки груза подтверждено, данные бронирования соответствуют фактическим габаритно-весовым параметрам груза и данным авианакладной, расхождения по весу и объему груза не превышают 5%, при этом максимальное расхождение по весу не должно превышать + 100 кг (в абсолютном значении) и по объему + 0,3 м3 (в абсолютном значении).
- Все места груза прошли процедуру предполетного досмотра и отвечают требованиям безопасности полетов и авиационной безопасности.
- Перевозка таможенного груза разрешена соответствующим таможенным подразделением (органом).
- В грузосопроводительные документы внесены все разрешительные штампы и записи отделов таможни, других структур государственного контроля в аэропорту отправления груза.
- Законодательством страны назначения груза разрешен ввоз груза на свою территорию, требования всех ограничений аэропорта и страны назначения груза выполнены.
ВНИМАНИЕ! Грузовые места весом свыше 250 кг к авиаперевозке принимаются только на широкофюзеляжные типы ВС и по согласованию с менеджером в письменном виде и не позднее, чем за 48 часов до планируемой даты отправки груза.
ГРУЗОВАЯ АВИАНАКЛАДНАЯ И СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Перевозка груза осуществляется после оформления Перевозчиком или его Грузовым агентом грузовой авианакладной и оплаты этой перевозки грузоотправителем, если иное не оговорено отдельными договорами и соглашениями.
Грузовая авианакладная выполняет следующие функции:
- является документом, удостоверяющим заключение Договора воздушной перевозки груза между грузоотправителем и Перевозчиком;
- является подтверждающим документом приема груза к воздушной перевозке;
- является документом для проведения взаиморасчетов;
- является документом, определяющим ответственность сторон;
- является документом страхования материальных ценностей;
- является документом комплектации и загрузки;
- является таможенным документом;
- является подтверждением доставки и вручения груза.
- грузовая авианакладная состоит из 3-х оригиналов и 5-ти копий.
- оригинал 1 (зеленый) — для Перевозчика, предоставившего этот документ.
- оригинал 2 (розовый) — для грузополучателя.
- оригинал 3 (синий) — для грузоотправителя.
Все копии предназначены для прочих участников перевозки груза.
Типографский текст на лицевой стороне бланка грузовой авианакладной (наименование бланка, наименование граф и прочая информация), а также на оборотной стороне бланка грузовой авианакладной, должны быть выполнены на русском и английском языках.
Допускается на оборотной стороне бланка грузовой авианакладной изложение информации об ограничении ответственности Перевозчика и условиях договора перевозки груза при внутренних воздушных перевозках только на русском языке, при международных перевозках только на английском языке.
К сопроводительной документации на груз, помимо авианакладной, относятся все разрешительные, коммерческие, упаковочные и прочие документы, которые приложены к авианакладной грузоотправителем в целях обеспечения надлежащей обработки груза в аэропорту трансфера, транзита и назначения, а также вручения груза получателю в аэропорту назначения. К таким документам относятся, без условия ограничения данного перечня:
- ветеринарные и фитосанитарные сертификаты;
- декларация отправителя на опасный груз и надлежащие подтверждения, разрешения, сертификаты, предписанные действующими правилами перевозки опасных грузов (далее по тексту — прилагаемые к Декларации документы);
- сертификат отправителя на живых животных и надлежащие сертификаты, разрешения, подтверждения, инструкции, предписанные действующими правилами перевозки живых животных (далее по тексту — прилагаемые к сертификату документы);
- оформленные разрешения на ввоз отдельных категорий грузов по требованиям и ограничениям стран ввоза;
- коммерческие инвойсы;
- товарно-транспортные накладные;
- упаковочные листы и списки вещей;
- инструкции грузоотправителя по обращению с особыми категориями грузов;
- документы государственных органов, выдаваемые для перевозки груза 200.
Дополнительно к пакету сопроводительной документации приобщаются документы, оформленные в аэропорту отправления или трансфера груза Перевозчиком или Обслуживающей организацией Перевозчика в отдельных случаях и на отдельные категории грузов, необходимые для воздушной перевозки грузов и обработки грузов в аэропортах назначения и трансфера, к примеру:
- контрольный лист приема к перевозке опасных грузов;
- контрольный лист приема к перевозке живых животных;
- документация, подтверждающая проведение предполетного досмотра груза;
- акт о неисправности при перевозке груза и т.п.
Необходимые для воздушной перевозки и наземной обработки сопроводительные документы должны помещаться в запечатанный конверт, к которому должна быть прикреплена авианакладная. В случаях отправки груза частями на двух и более рейсах, оригинальная авианакладная и пакет сопроводительной документации должны следовать с первой частью грузовой отправки.
Вторая и последующие части от грузовой отправки перевозятся по копии авианакладной, при необходимости заверенной Перевозчиком, в которой должен быть указан № части от партии отправки груза, количество мест груза в отправляемой части и ее вес. На грузы особых и специальных категорий, при отправке их частями, должны в обязательном порядке следовать заверенные перевозчиком либо его Грузовым представителем копии следующих документов:
- декларация отправителя на опасный груз (с прилагаемыми к Декларации документами) и контрольный лист приема опасного груза к перевозке;
- ветеринарные и фитосанитарные сертификаты;
- сертификат отправителя на живых животных.
- контрольный лист приема к перевозке живых животных;
- оформленные разрешения на ввоз отдельных категорий груза по требованиям и ограничениям стран ввоза;
- инструкции грузоотправителя по обращению с особыми категориями грузов;
- иные документы, необходимые согласно требованиям и ограничениям стран ввоза/трансфера/транзита.
На всю грузовую загрузку рейса оформляется грузовой манифест, в котором перечисляются все партии груза по номерам авианакладных, представленных к загрузке на борт ВС, с указанием количества мест в партии, веса партии, аэропорта отправления и назначения каждой партии груза, наименования груза, трехбуквенного кода IATA специального груза, а также места размещения груза (россыпью или тип и номер средства пакетирования).
Также в грузовом манифесте должно быть указано общее количество и общий вес всей грузовой загрузки рейса. Грузовой манифест должен быть подготовлен в количестве не менее 12-ти экземпляров, для его предоставления всем заинтересованным участникам обслуживания рейса в аэропортах отправления, назначения, трансфера, а также для предоставления экземпляра манифеста государственным контролирующим органам по их требованию в аэропортах отправления, трансфера, назначения рейса.